НовостиПДД Узбекистана

Включенные фары днем — горят ли автомобили от ДХО?

От постоянного включения фар днем тратится больше бензина и плавятся фары, считают узбекистанцы. Где правда, разберемся

Реклама

В Узбекистане водителей с 10 мая начали штрафовать за невключение днем ближнего света фар или дневных ходовых огней (ДХО).

Тем не менее большая часть автовладельцев продолжает ездить в дневное время с выключенными фарами. Мотивация здесь проста – якобы со включенными фарами тратится больше бензина, а сами фары могут оплавиться, а авто загореться.

Реклама

Эксперты ГУВД рассказали, что в этих страхах правда, а что домыслы.

Что такое ДХО?

Верно: дневные ходовые огни (ДХО, англ. Daytime running lights, DRL) — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства в светлое время суток. Не путать с габаритными огнями!

Цель ДХО – «отметиться» в глазах водителя встречного транспортного средства и пешехода, не ослепив его при этом. Формально это значит, что ДХО должно светить в глаза встречному транспорту и пешеходу (еще выше).

Мнение о том, что из-за ДХО или ближнего света фар значительно возрастает расход топлива в корне неверное.

Влияние ДХО на расход топлива незначительно и укладывается в погрешности измерений. К тому же, часто практикуемый утренний «прогрев» двигателя расходует гораздо больше топлива, чем все электро-потребители, установленные на автомобиле.

Правда ли, что в условиях жаркого климата из-за включенного ближнего света фар или ДХО линзы фар плавятся?

Возможно. Ведь и автомобили загораются. И даже взрываются. А теперь, внимание, вопрос: почему это происходит?

Рабочая температура наиболее распространенных галогенных ламп H4 и H7 достигает 450 градусов и все оригинальные и сертифицированные фары рассчитаны на такую температуру, поэтому никакая жара и климат не имеют влияния на стойкость осветительных приборов к высоким температурам.

Как пример – Объединенные Арабские Эмираты, где среднегодовая температура составляет +35 градусов, а летом достигает +50 градусов, езда с включенными фарами практикуется уже несколько лет и не вызывает никаких проблем.

Почему же фары плавятся? Ответ прост – это происходит из-за самовольного вмешательства в конструкцию автомобиля, несоблюдение норм при установке ДХО и беспечного отношения к техническому состоянию автомобиля.

Штатные фары расчитаны на лампы мощностью 50-60 ватт, но многие автолюбители ставят лампы горздо большей мощности, которые потребляют больше тока и выделяют такое количество тепла, что проводка автомобиля плавится и горит.

Так вот, при включенных ближнем свете фар или ДХО линзы и отражатели фар могут плавиться:

  • при самовольном монтаже фар, когда неправильно подобраны электропровода (не того сечения) или была сделана некачественная изоляция соединений;
  • при замене лампочек на непредусмотренные для данного типа фар из-за повышенной мощности и тепловыделения.
  • Например, LED‑лампа с внешним охлаждением (кулером) в рабочем состоянии излучает меньше тепла, чем галогенная, но выход из строя вентилятора охлаждения лампы приводит к ее перегреву и оплавлению корпуса фары;
  • при проведении техосмотра электропроводка именно фар не была осмотрена тщательно;
  • при использовании поддельных (контрафактных) несертифицированных модулей фар и ламп. Пластик таких фар не выдерживает нагрузок и разрушается.

Вывод: проблемы с фарами автомобиля могут возникнуть если электрооборудование и осветительные приборы не соответствуют техническим регламентам (http://lex.uz/docs/3180907) или самовольно внесены изменения в конструкцию и комплектацию внешних световых приборов автомобиля.

Так ли высок эффект повышения безопасности на дорогах при включенном ближнем свете фар или ДХО?

С тем, что включенные ближний свет фар или дневные ходовые огни повышают безопасность дорожного движения, уже согласилось большинство экспертов. Действительно, одно дело – в городской суматохе не заметить автомобиль неброского цвета или проглядеть встречную машину в мелькании света и теней на аллейной дороге. А попробуйте-ка не обратить внимания на два ярких источника света!

Приведем обоснование из научного исследования психофизических особенностей человека при управлении автомобилем на больших скоростях:

При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов. За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.

Также нужно учесть, что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 метров.

(Рыбалочко Е.Ю., Яценко А.А. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 702-705)

Напомним, что человеческий глаз видит не объекты, а свет отраженный или излучаемый этими объектами. Соответственно, достаточно яркий источник света, направленный в глаза участнику дорожного движения позволяет гораздо раньше заметить опасность, даже если она в зоне периферийного зрения. Именно поэтому правила ЕЭК ООН № 87 устанавливают пределы силы излучаемого света ДХО 400-1200 кд (достаточно ярко, чтобы заметить днем, но недостаточно для ослепления) и направление пространственного распределения силы света в зону глаз встречных автомобилей и пешеходов.

Анализ ДТП, произошедших в дневное время, показал, что причиной 50% из них явилось то, что водитель не видел других, едущих рядом участников движения, встречные автомобили и пешеходов. На перекрестках этот показатель возрастает до 80%. Включенные фары делают машину лучше различимой на общем фоне (особенно в зоне периферийного зрения) и, следовательно, более заметной.

К тому же транспортные средства с включенными ближним светом фар или ДХО воспринимаются как находящиеся ближе, чем они есть в действительности. В результате, водители чаще отказываются от рискованных обгонов и выездов на перекресток.

Благодаря ДХО водитель сможет лучше фиксировать транспортные средства, движущиеся у него по бокам. Всё это — для безопасности. Мировая практика свидетельствует, что такие меры снижают количество ДТП на 9 — 25 %, а смертность пешеходов — до 29% !

Учитывая, что в Узбекистане за год совершается около 9 тысяч ДТП, снижение числа ДТП на 15 % – весьма значительная цифра, ведь за каждым случаем стоят человеческие жизни.

А как у них?

Включение ближнего света фар или ДХО предусмотрено в законодательствах стран с климатом, даже более жарким, чем у нас. А в целом, мировая практика такова:

в Великобритании вместо ДХО тоже используются фары ближнего света, но при этом их напряжение должно быть понижено;

в США принято использовать фары дальнего света, опять же на пониженном напряжении (так называемые «дальний в 30% накала» или «скандинавский свет»);

отдельные ходовые огни обязательно использовать в Скандинавских странах. При этом все машины, производящиеся в этих странах, комплектуются таким огнями;

в России предусмотрено использование противотуманных фар в качестве ДХО;

в соседних странах ДХО используется уже на протяжении нескольких лет: в Киргизии – с 2009 года, в Казахстане – с 2014 года.

Что делать водителям, у которых автомобиль старой модели?

Владельцам старых автомобилей мы советуем пройти техническую проверку на станциях технического обслуживания на предмет износа электроприборов, электропроводов и т.д. и ездить с включенным ближним светом фар.

А можно ли ездить с ПТФ?

Согласно действующим Правилам дорожного движения, противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар.

Влияет ли свет включенных фар на ухудшение зрения?

Некоторые водители выдвинули предположение, что из-за включенных фар появляются световые пятна, блики, из-за которых у водителей снижается зрение.

Так вот, включенный ближний свет, отрегулированный заводом-изготовителем, при соответствующем градусе луча, исходящего от фары при включенном ближнем свете фар, бликов давать не может.

Возникнет ли излишняя нагрузка на двигатель транспортного средства при включенных ДХО?

Подобная нагрузка учтена в конструкции современных двигателей.

Уважаемые водители! Включенные дневные ходовые огни или ближний свет фар – это ваша личная пассивная безопасность.

Благодаря тому, что ваше транспортное средство видно издалека другим водителем, он сможет заранее подготовится к опасному маневру, повороту, обгону и т.д. или подождать и не совершать его.

Метки (тэги)

Статьи на близкие темы

3 Comments

  1. вообщем отмазались, не отменять походу включения фар в дневное время суток!! хорошо, почему же тогда не снизили штраф за не включенные фары, ведь очень легко забыть включить фары днем, так же и выключить. сам уже не раз оставлял включенные фары. некоторые шофера пишут на руле напоминалку )))))! убедительная просьба снизьте хотя бы штраф за не включенные фары

  2. Здравствуйте. Греются и оплавляются не только фары но и реле. У меня автомобиль в полностью заводской комплектации выпуска 2011 года. Проводка не рассчитана на постоянную езду с включенными фарами. В то де время установка дополнительных ДХО карается сотрудниками ГАИ как переделка автомобиля. К примеру в той же России есть ГОСТ на ДХО в котором указаны нормы на установку дополнительных осветительных приборов используемых в качестве ДХО. В Узбекистане этот ГОСТ не действует а своего не придумали. Результат хотели как лучше получилось как всегда!

  3. Уважаемые законодатели, не усложняйте жизнь народу, если не можете придумать чевото полезного, ничего принимайте. Просто молча получайте свою зарплату. Лучьше дороги отремантируйте, уверен процент ДТП на много снизится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть