UzAuto Motors (GM Uzbekistan)Автомир

Блогеры против UzAuto. Кто виноват в ситуации на автомобильном рынке Узбекистана?

После презентации Skoda Kodiaq и взаимного троллинга в Телеграмме развернулась кампания блогеров с хэштегом #stopuzauto. Авторы популярных пабликов Troll.uz и «Эффект Макаренко» обвиняют завод в монопольном положении на рынке, низком качестве продукции и необоснованно высоких ценах на автомобили.

Реклама
Автор не является лицом, аффилированным с Узавтопромом или иными государственными учреждениями Узбекистана. Публикация не является рекламной или платной. За публикацию этой колонки автору не занесли шашлыком или другими дарами узбекской земли.

Автомобильная промышленность в Узбекистане до недавнего времени была одной из самых коррумпированных и привилегированных отраслей. Завод получал и получает колоссальные преференции — заградительные таможенные пошлины, освобождение от налогов и таможенных платежей, конвертация валюты по госкурсу в то время, как вся страна покупала ее на бирже или на черном рынке в 2 раза дороже.  Из всего списка выше, остались только пошлины.

Сейчас, наверное, уже немногие помнят, что в 2010 году Chevrolet Lacetti стоила 25 тыцсяч долларов США. Ситуация начала меняться с чередой кризисов — и в 2014-2015 годах встать в очередь на машину можно было свободно, правда только за СКВ — свободно конвертируемую валюту — доллары. В 2017 году после либерализации валютной политики и уравнивания официального курса сума с реальной его стоимостью, ситуация продолжила улучшаться.

Реклама

Цены были зафиксированы в узбекских сумах, а после смены руководства Узавтопрома в 2018 году случилось небывалое — машины можно было купить без очереди, во всех автосалонах были в наличии самые популярные модели: Spark, Nexia, Cobalt и Lacetti. Но счастье было недолгим, уже к лету 2019 года в наличии остались только Chevrolet Tracker и Malibu — не самые популярные модели на рынке.

Тогда же в 2018-2019 году GM Uzbekistan наконец-то официально признал убыточность экспорта. В Россию автомобили поставлялись ниже себестоимости, а на внутреннем рынке продавались существенно дороже, чем за рубежом (3 года назад мы писали об этой ситуации, подробнее по ссылке выше. Ситуацию исправили — в 2018 году продажи за рубежом были остановлены на 9 месяцев, а затем отпускные цены на экспорт были выровнены с внутренним рынком.

22 года протекционистской политики сформировали систему, в которой автомобиль считается роскошью, и покупатели приучены искать «варианты», чтобы получить автомобиль быстрее, без очереди.

Взятки берут не только потому, что их вымогают, но и потому, что их предлагают.

Сейчас, рынок автомобилей вошел в  более-менее  цивилизованное русло — перед автосалонами нет бойни за договора, получить договор на нужный цвет и комплектацию можно без «шапок», официальные дилеры и сервисные центры (по крайней мере в Ташкенте и области) стали похожи на мировые дилерские сети Chevrolet.

Но системная проблема, а именно 22 года протекционизма, которые не дали вырасти местным конструкторам и дизайнерам никуда не делась.

Откуда взяться инженерам-проектировщикам и автомобильным дизайнерам, если завод производил только лицензируемые виды продукции, и единственная более-менее самостоятельная разработка это Nexia 2, на три четверти состоящая из конструктивных решений Opel Kadett 1984 модельного года?

История продолжилась с Nexia 3, она же Chevrolet Aveo T250 модельного 2008 года.

Блогеры против UzAuto. Кто виноват в ситуации на автомобильном рынке Узбекистана? - 1
Chevrolet Aveo T250 Hatchback, передняя панель которого перекочевала на седан Chevrolet Nexia 3

Завод по лицензии General Motors получал станки и оборудование для производства моделей, предназначенных развивающимся странам. Находясь на игле технологий и платформ GM Узавтопром был закрыт для других предложений.

Точных данных нет, но вполне вероятно могли быть договоренности о не конкуренции, и привилегированном положении Daewoo, а затем и Chevrolet в Узбекистане.

Однако, сейчас из прошлых преференций остались лишь заградительные таможенные пошлины — льготы по налогам и акцизным платежам отменены, завод UzAuto Motors платит НДС. Концерн General Motors остался стратегическим партнером, но продал оба завода в Узбекистане правительству страны.

И, по странному совпадению, рынок Узбекистана начал открываться. Пока только для автомобилей среднего и бизнес-класса. Повились официальные дилеры Kia, открылась отверточная сборка и импорт автомобилей Volkswagen и Skoda.

В бюджетном сегменте доступны только автомобили местного производства, даже Lada стоит существенно дороже местных аналогов, хотя еще совсем недавно ситуация была не такой однозначной. Но, вслед за введением утилизационного сбора Lada повысила цены в Узбекистане.

Заводу АвтоВАЗ понадобилось 25 лет жесткой конкуренции на открытом рынке чтобы создать Ладу Веста, которая выглядит как современный автомобиль. Но реалии таковы, что внутри это все те же «Жигули» — с ущербным жестким пластиком грубой фактуры.

В этом плане узбекистанцам повезло — и Nexia, и Cobalt, и Lacetti — хоть и автомобили со старыми корнями, но разработаны они для конкуренции не в отдельно взятой стране, а на мировом рынке в сегменте недорогих автомобилей. А Spark — глобальная модель, которая продается в точно таком же, как в Узбекистане дизайне, в США.

И базовую потребность в перевозке пассажиров из пункта А, в пункт Б, без проблем в первые 150 – 200 тысяч километров эти машины удовлетворяют прекрасно.

Оцинкованные кузова не гниют, моторы местного производства экономичные и переваривают и газ, и 80-й бензин, АКПП соответствует мировым стандартам комфорта и качества.

Под влиянием конкурентов была увеличена гарантия на автомобили узбекского производства. Так что по соотношению цена/качество, в бюджетном и ультра-бюджетном классе наши автомобили выступают не хуже конкурентов и проигрывают в дизайне, но не в качестве материалов или кузовов.

И в Узбекистане и за рубежом кузова сваривают роботы, а не слесари с похмелья.

Если оглянуться — 10 лет назад ситуация с покупкой автомобилей была удручающей, сейчас — главная проблема только в том, что Узбекистан — это страна белых Chevrolet и запретительных таможенных пошлин.

Новые  и б/у иномарки теряют в цене и ликвидности (попробуйте продать белую Нексию и цветной BMW, через год владения), починить машину узбекского производства можно в любом гараже, а ломаются они не часто, уж точно реже, чем десятилетние иномарки рассчитанные на 5 лет службы.

Теперь, давайте сравним, что из новых автомобилей можно купить в сегменте от 10 до 13,5 тысяч в Узбекистане и в России? Сравнивать будем автомобили одного и того же класса и комплектации.

Chevrolet Nexia vs Kia Rio / Hyundai Solaris

Chevrolet Nexia (АКПП) — прямой конкурент Kia Rio, АКПП в Рио доступна начиная с комплектации Comfort с мотором 1,4 литра на 100 лошадиных сил, которая обойдется в 914 000 рублей, это, примерно 11,800 долларов США. Рио от Нексии отличается лишь дизайном, все-таки Rio это автомобиль 2020 модельного года, и выглядит он эффектно.

Набор опций активной и пассивной безопасности у автомобилей идентичен. В обоих машинах используются дешевые материалы отделки, и нет хоть сколько-нибудь значимой шумоизоляции. Однако, оба автомобиля имеют оцинкованный кузов или противокоррозийную обработку.

Для утилитарного автомобиля главный фактор — цена, и тут побеждает Nexia 3 в комплектации Elegnant Plus, которая в Узбекистане стоит 10,5 тыс. долларов США.

Точно также, Нексия выигрывает по цене у Хенде Солярис 2020 года, 11,7 против 10,5 тыс. долларов США в пользу Нексии.

Автомобили, которые могут составить конкуренцию Lacetti по размерам стоят гораздо дороже 13,5 тыс. долларов, даже в базовых комплектациях, не говоря уже о версиях с АКПП.

А на картинке у Troll.uz сравниваются автомобили заведомо разных классов — компактные хетчбеки, сравниваются с седаном, который когда-то принадлежал к C-классу.

И здесь явно видно, что мы потеряли за 30 лет командно-административной экономики, которая оказалась живее, чем хотелось бы после распада Советского Союза, — автомобильный рынок Узбекистана лишен ценового и модельного разнообразия.

Конечно, можно сказать о зарплатах и доходах в России и зарплатах и доходах в Узбекистане. Разница существенная, но автомобильная промышленность является глобальным игроком, и цены формируются на мировом рынке.

Узбекистане может влиять на цену локальных комплектующих и снижать себестоимость за счет относительно низкой стоимости труда, но сырье и материалы покупаются по мировым ценам. Поэтому и глобальные модели Киа и Хёнде, которые собираются, но не разрабатываются в России и стоят, по совокупности характеристик не сильно дороже ветеранов узбекского конвейера. Это называется эффектом масштаба и синергии — чем больше объем производства и продаж, тем ниже себестоимость и, ниже цена продукции.

Конечно, и тут все зависит от жадности. Официальная маржа дилеров Chevrolet в Узбекистане — 3%. Но купить автомобиль можно без навязанных дополнительных услуг, а вот в России приобрести автомобиль без «допов» практически нереально — автосалон ставит условия: страховка в партнерской компании, обязательная покупка и установка сигнализации у дилера (и часто по завышенной цене) и т.д.

Блогеры ратуют шапкозакидательскими лозунгами — «бойкот UzAuto», постят требования о снижении пошлин и выкладывают видео с дефектами автомобилей., но пошлины устанавливает не UzAuto Motors, а президент и правительство.

Да и идея бойкота утопическая — общественный транспорт угроблен во всех городах Узбекистана, так что каждый пассажир переполненного автобуса мечтает о собственном автомобиле, и тут уже не до высоких лозунгов.

Но назвать шаромыжниками можно завод, а президента?

2.6 38 votes
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
guest
23 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
ПротивУзАвто
ПротивУзАвто
1 месяц назад

Сколько вам автопром заплатил? За 13500 можно купить полноприводный Renalut Daster рестайл, который будет больше и надежный. А нашей «жентре» 20 лет уже, а продают как новую машину за цену иномарки

Алекс
Алекс
30 дней назад

Дастер мин 20+ будет если не бомж эдишн

Аброр
Аброр
30 дней назад

Качество машин убогое, я месяца три назад покупал Cobalt последней позиции, так уже после 2 месяцев мне пришлось ехать в сервис так как начал протекать радиатор. Когда я общался с механиками они сказали что очень много машин приезжают с заводскими дефектами и говорят что в основном это машины Nexia 3 (который вы сейчас так восхваляли по сравнению с другими машинами) и наш самый «любимый» и «мажорский» Chevrolet Gentra.  Вы сравнили Hyundai Solaris, да, он немного дороже нашего Nexia 3, но у него существенно больше доп опций и его не нужно сразу весьти в сервис. Например: Включённые парктроники, сигнализация (вы представляете… Подробнее »

человек
человек
29 дней назад
Reply to  α

вы благодарите за то что вам позволили брать машину в кредит, вы когда в туалет ходите тоже благоларите начальство за то что они разрешили вам не обоссаться на месте?

Василий
Василий
30 дней назад

Боже что Вы несёте? Давайте сравним среднюю з.п в России и среднюю з.п в Узбекистане, а потом уже можно говорить и о допах и о комплектациях и можно даже о уровне жизни поговорить . Молчали бы уже умники! Не надо навязывать все и так все знают .

Аброр
Аброр
30 дней назад

Ну удалять комментарии у вас хорошо получается!

Алекс
Алекс
30 дней назад

Таких цен нет что написали. Это адекватная цена за машину с автоматом 13.50. аркана и Пежо и т.п. +20 мин. А Октавия 25+ будет

Алекс
Алекс
30 дней назад

Нормальные цены у нас на авто. Просто народ бедный

1738
1738
30 дней назад

Ясно, автор продаст родную мать за подачку от УзАвто, хотел по фактам раскидать твои слова, но надо отвезти машину в автосервис, а то коробка с D сама перекидывается на Нейтралку, удачи.

Azat
Azat
29 дней назад

Сравните Kia Sportage 2020 и trecker

человек
человек
29 дней назад

а как вы объясняете что kia, scoda у нас стоят дороже чем в России?

человек
человек
16 дней назад
Reply to  α

вы *****, по этой же логике наши машины в россии должны гораздо дороже стоить хотя бы на 15-20%

Лев
Лев
29 дней назад

Проблема конечно же в правительстве. Но и сравнивать пассивную безопасность solaris и нексии некорректно. Новая модель это не только дизайн, но и продуманный конструктив, аэродинамика. К тому же в России киа и хёнде только собираются, а нексия позиционируется как местный автомобиль. Тогда и сравнивать его нужно с грантой, которая в России в схожей комплектации стоит 7500$, на 1000$ дешевле

Гость
Гость
29 дней назад

Это реклама нексия 3 2020 года за месяц пользования вся обшивка дверей скрепит и если снизить пошлину хотя бы до 15% то государство получит больше в два раза отчислений чем получает от GM. Если Узбекистан продаёт в год 200 000 авто GM платит 4.2 триллиона а если импортировать такое же количество то НДС И таможенная пошлина в сумме привысит 6 триллионов не считая утилизационного и дорожного сбора не говоря уже о качестве вот и ответ что УЗАВТО не лоббирует свои интересы.

Адамов К.
Адамов К.
25 дней назад

ну ващще… я давно уже посещаю ващ сайт (хотя и редко пищите). Ну это перебор, я потерял желание посешение этого сайта после прочтение эту статию. Ну блин какая не обективная и не адекватная статья получилось у вас!!!

И в Узбекистане и за рубежом кузова сваривают роботы, а не слесари с похмелья.

тут ясно одно, вам заплатили за эту статью или вы тупые бараны или работаете на УзАМ. или все сразу 😀

АВС
АВС
23 дней назад

«Но реалии таковы, что внутри это все те же «Жигули» — с ущербным жестким пластиком грубой фактуры.» Наверное автор никогда не был в салоне кобальта, вот там реально ущербный пластик, что в моделях 5 летней давности, что в модели 2020 года,

Кнопка «Наверх»
23
0
Оставьте комментарийx
()
x