Почему Chevrolet в Узбекистане стоит дороже, чем Ravon в России?

Закрытый рынок и отсутствие реальной конкуренции заставляет отечественных покупателей переплачивать за товар, который на экспортном рынке стоит существенно дешевле

Реклама

Летом этого года АО «Дженерал Моторс Узбекистан» провело пресс-тур на завод в Асаке. На пресс конференции представители компании заверили журналистов, что цены на автомобили на экспортных рынках находятся на уровне или выше отпускных цен на внутреннем рынке.

Сейчас покупка автомобилей в Узбекистане осуществляется только в национальной валюте. Если номинировать цены не по государственному, а по рыночному курсу, вы увидите, что цены находятся на одном уровне, а в большинстве местные цены ниже тех, что за рубежом. Алишер Комилов, директор планирования и координации GM Uzbekistan
цитата по uz24.uz

Напомним, презентация проводилась в июле 2017 года, до девальвации узбекского сума.

Реклама

Давайте детально сравним цены на сопоставимые комплектации автомобилей Chevrolet производства GM Uzbekistan, а также на автомобили Ravon предлагаемые к продаже на внутреннем рынке. Представители завода уверяют, что это тестовые партии для изучения рынка и восприятия бренда, впрочем, в автосалонах Узбекистана стабильно предлагаются автомобили Ravon.

Для удобства сравнения цены выведем в долларах США, при конвертации будем опираться на валютные курсы Центробанков Узбекистана (1$=8067,62 сум) и России ( $1=59,28  ₽) на 12 ноября 2017 года.
Комплектации и цены сравниваются по официальным сайтам Ravon.ru и Chevrolet.uz, а также по офертам автосалонов Узбекистана и России.

При этом, автомобили производства GM Uzbekistan после либерализации валютных курсов облагаются лишь 5% акцизом. Соответственно, льготы по акцизному налогу на автомобили не могут обеспечить столь существенной разницы в цене. 

В России акцизный налог на импортные автомобили Ravon составляет 43 рубля за лошадиную силу, то есть 4 558 за автомобиль, что существенно ниже акциза в Узбекистане.

Таким образом, льгота, предоставленная государством заводу GM Uzbekistan стимулирует экспорт, а местное население вынуждено покупать автомобили, в цену которых включен 27% акциз

Chevrolet Spark / Ravon R2

пост контроля качества GM Uzbekistan
Фото: GM Uzbekistan

Покупая в Узбекистане автомобиль Ravon R2 Elegant AT, изготовленный для экспортного рынка, потребитель переплачивает 3,17 млн. сум ровно за ту же комплектацию которая продается в РФ.

Chevrolet Spark LT AT обойдется на 88 долларов США дороже, чем самая богатая комплектация Ravon R2, доступная в России. Причем количество опций безопасности и комфорта в модели для отечественного рынка существенно ниже.

Модель и комплектация Chevrolet Spark LT AT Ravon R2 Elegant AT
Цена в Узбекистане 74 064 275 сум.
($ 9 180)
76 523 125 сум.
($9 485)
Цена в России нет 539 000 ₽
($9 092)
Отличия комплектаций 2 подушки безопасности;
4 громкоговорителя аудиосистемы;
Отсутствует обогрев ветрового стекла и сидений;
Отсутствует управление мультимедиа системой на руле;
Отсутствует пассивная сигнализация;
Пассивная сигнализация и центральный замок
4 подушки безопасности
6 громкоговорителей аудиосистемы;
Задний пактроник;
Управление мультимедиа системой на руле;
Обогрев ветрового стекла и передних сидений;
Система «ЭРА-ГЛОНАСС».
Разница в цене $88 или 709 тысяч сум. $393 или 3,17 млн. сум.

Chevrolet Nexia R3 / Ravon Nexia R3

Ravon Nexia R3
Ravon Nexia R3

Опции Nexia R3 для внутреннего и внешнего рынка отличаются системой экстренной помощи на дороге «ЭРА-ГЛОНАСС», системой курсовой устойчивости (ESC), а также датчиками давления в шинах.

При этом, несмотря на то, что Chevrolet Nexia R3 не имеет дополнительных систем безопасности, стоит она в Узбекистане существенно – на 7,2 млн. сум. дороже, чем самая дорогая Ravon Nexia R3 в России.

Еще больше разница в цене на Ravon Nexia R3 в исполнении Elegant AT для внешнего рынка. В автосалонах Узбекистана эта версия стоит на $1 125 (9,1 млн. сум.) дороже, чем просят за такую же комплектацию в России.

Модель и комплектация Chevrolet Nexia R3 LTZ AT Ravon Nexia R3 Elegant AT
Цена в Узбекистане 86 013 260 сум.
($ 10 661)
87 878 455 сум.
($10 892)
Цена в России Не продается 579 000 ₽
($9 767)
Отличия комплектаций Система «ЭРА-ГЛОНАСС»;
Система курсовой устойчивости (ESC)
Система контроля давления в шинах.
Разница в цене $894 или 7, 2 мл. сум. $1 125 или 9,1 млн. сум.

Автомобиль местного производства на внутреннем рынке стоит больше, чем на 1000 долларов США дороже, чем на экспортном рынке, где присутствуют дополнительные расходы на транспортировку, таможенную очистку и прочее. А дилеры Ravon еще и скидки покупателям предлагают (в обзоре считаем без скидок и акций). Очень странно, не правда ли?

Каким образом один и тот же автомобиль в стране происхождения стоит дороже, чем на экспортном рынке? Откуда берется добавленная стоимость в 9,1 млн. сумов из вышеописанного примера?

Chevrolet Cobalt / Ravon R4

испытания на заводе GM Uzbekistan
Фото: GM Uzbekistan

С Шевроле Кобальт ситуация повторяется. Цена на Chevrolet Cobalt / Ravon R4, произведенный для экспортных рынков у дилеров в Узбекистане выше на 14,1 млн. сумов, чем за точно такой же автомобиль в автосалоне в России. Без скидок и акций.

Катастрофическая разница в цене, которую сложно как-либо оправдать. Особенно если она вызвана столь высоким акцизом на отечественную продукцию. Выглядит как это своеобразный “налог на роскошь”.

Модель  и комплектация Chevrolet Cobalt LTZ AT Ravon R4 Elegant AT
Цена в Узбекистане 97 183 305
($ 12 046)
99 701 095 сум.
($ 12 358)
Цена в России Не продается 629 000 ₽
($10 610)
Отличия комплектаций Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Разница в цене $ 1 436 или 11,6 млн. сум. $1 748 или 14,1 млн. сум.

Топовая комплектация автомобиля на внутреннем рынке стоит на 11,6 млн. сумов дороже, чем самая дорогая версия Ravon R4 в России с идентичным набором опций. А ведь в российской версии присутствует система «ЭРА-ГЛОНАСС», на сертификацию которой тоже потрачены существенные средства.

При сравнении сопоставимых комплектаций разница в цене также не на стороне отечественного потребителя – этот тренд прослеживается по всем моделям, которые представлены как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Ravon R4 Optimum MT по оснащению сопоставим с Coevrolet Cobalt LT. Оба автомобиля имеют кондиционер, электрические стеклоподъемники, две подушки безопасности. Равон оснащен богаче: в активе бортовой компьютер, аудиосистема с Bluetooth и USB, регулировка руля по высоте, регулировка водительского сидения по высоте и наклону подушки, освещение задней части салона. Кобальт же довольствуется архаичной аудиосистемой без USB, а бортовой компьютер и другие опции комфорта появляются только в старшей комплектации LTZ.

Ravon R4 Optimum MT на момент публикации статьи стоит 539 000 рублей, это $ 9 092. Chevrolet Cobalt LT (“вторая позиция”) в Узбекистане стоит 83 865 970 сумов, что составляет $ 10 395.  Ощутимая разница в 1 300 долларов США за существенно меньший набор опций.

Chevrolet Lacetti / Ravon Gentra

Ravon Gentra
Фото: Ravon.ru
Модель и комплектация Chevrolet Lacetti LTZ AT Ravon Gentra  Elegant AT
Цена в Узбекистане 123 506 435
($ 15 308)
Нет данных
Цена в России Не продается 719 000 (версия с люком на крыше)
($12 129)
Отличия комплектаций Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Разница в цене $ 3 180 или 25,65 млн. сум. Нет данных

Чемпион нашего обзора. Chevrolet Lacetti в комплектации LTZ AT стоит на 25,65 млн. сум. дороже, чем аналогичная Ravon Gentra  Elegant AT в России.

25,65 млн. сум., Карл! Половина стоимости Chevrolet Matiz

Ravon Gentra прошла сертификацию и имеет на борту систему «ЭРА-ГЛОНАСС». И все равно стоит в России дешевле, чем её сестра-близнец изготовленная для внутреннего рынка.

 Средняя разница в цене

Мы сравнивали самые дорогие комплектации, т.к. экспортные версии автомобилей существенно диверсифицированы по опциями, и сравнивать начальные комплектации было бы некорректно.

Давайте посмотрим на среднюю цену автомобилей, с учетом всех доступных комплектаций и опций. Для автомобилей Chevrolet мы включим как цены на стандартные комплектации, так и варианты Ravon доступные на внутреннем рынке.

испытания на заводе GM Uzbekistan
Фото: GM Uzbekistan

Ravon на внутреннем рынке всегда дороже своего собрата в России. Одна и та же машина, один и тот же завод, одна и та же комплектация. Но в Узбекистане этот автомобиль стоит существенно дороже, чем в России.

“Экспортные продажи идут за иностранную валюту, а валюта нужна экономике страны”, скажете вы.

А мы здесь, в Узбекистане, что за фантики покупаем автомобили местного производства? До валютной либерализации так и вовсе, буквально, за доллары США покупали автомобили.

Модель /
Рынок
Chevrolet Spark (R2) Chevrolet Nexia R3 Chevrolet Cobalt
(Ravon R4)
Chevrolet Lacetti
(Ravon Gentra)
Узбекистан от $8 009 до $9 485 от $9 077 до $10 893 от $9 868 до $12 358 от $12 678 до $15 309
Средняя цена $ 8 998 $ 10 239 $10 871 $13 602
Россия от: $7 912 до $9 092 от: $8 080 до $9 767 от $8 249 до $10 611 от $9 599до $12 129
Средняя цена $8 530 $9 025 $9 514 $10 779
Разность средних цен $467 $1 214 $1 357 $2 873

На экспортных рынках автомобили GM Uzbekistan богаче оснащены и стоят в среднем на $1 465 дешевле, чем на внутреннем рынке. Вдумайтесь, в среднем автомобиль на Ravon лучше оснащен, имеет большую гарантию (3 года или 100 тыс. км. пробега, против 1 года и 20 тыс. км. пробега в Узбекистане), а стоит дешевле своего брата-близнеца Chevrolet почти на 12 млн. сум.

И все это благодаря налоговым льготам для стимуляции экспорта автомобилей.

Деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра

Драматическая разница в ценах за одни и те же автомобили удручает и не оставляет слов для комментариев.

Несмотря на все старания и изменение подхода к реализации автомобилей на внутреннем рынке GM Uzbekistan продолжает продавать отечественным покупателям меньше опций за бо́льшие деньги, чем на экспортных рынках.

Подобный нонсенс легко объяснить отсутствием конкуренции на внутреннем рынке, а за границей присутствует жесткое соперничество за потребителя, как по цене, так и по опциям и сервису.

Автомобильный рынок Узбекистана защищен запретительными таможенными пошлинами и акцизами. Местная автомобильная промышленность работает уже 21 год в тепличных условиях: без конкуренции на внутреннем рынке с подержанными иномарками или бюджетными автомобилями.

Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра Фибоначчи

Кроме всего прочего, покупатель, оплачивая 85% стоимости автомобиля и ожидая поставки товара в течение 60 рабочих дней (а это примерно 3 месяца) выдает беспроцентный кредит GM Uzbekistan на это время.

Закрытый рынок и отсутствие реальной конкуренции заставляет отечественных покупателей переплачивать за товар, который на экспортном рынке стоит существенно дешевле. Более того, падение производства на заводе GM Uzbekistan не помешало ООО «Равон Моторс Рус» стать спонсором сборной России по футболу. А бренду Ravon показать взрывной рост продаж по сравнению с 2016 годом. Пусть даже этот самый рост есть маркетинговая фикция.

Объем производства автомобилей в Узбекистане
Объем производства легковых ,автомобилей в Узбекистане. Источник: GM Uzbekistan

 Конкуренция на автомобильном рынке Узбекистана

Показателен пример экспорта отечественных автомобилей. Следуя конъюнктуре внешнего рынка на автомобилях Ravon были представлены дополнительные опции безопасности и комфорта, о которых отечественным Chevrolet приходится только мечтать. Конкуренция – драйвер роста в любой отрасли.

Получается, что за наши с вами средства правительство Узбекистана (именно правительство контролирует 75% акций GM Uzbekistan и всю автомобильную промышленность Узбекистана) обеспечивает конкурентное преимущество автомобилям Ravon – низкие цены и богатый набор опций, тем самым поддерживает экспорт автомобилей за рубеж.

Но альтернативы нет. Из-за, фактически запретительных, таможенных пошлин импортные автомобили стоят дороже отечественных. Замкнутый круг, разорвать который можно только прекратив политику протекционизма местного автопрома.

В России акцизный налог на импортные автомобили Ravon составляет 43 рубля за лошадиную силу, то есть 4 558 за автомобиль, что существенно ниже акциза в Узбекистане.

Таким образом, льгота, предоставленная государством заводу GM Uzbekistan стимулирует экспорт, а местное население вынуждено покупать автомобили, в цену которых включен 27% акциз.

11 Комментариев

  1. “Подобный нонсенс легко объяснить отсутствием конкуренции на внутреннем рынке, а за границей присутствует жесткое соперничество за потребителя, как по цене, так и по опциям и сервису.” Вот и причина. Статья отличная спасибо! Вообще, если есть деньги, то можно подумать и о покупке Лады, ибо комплектация лучше, да и сами машины лучше, спросите тех, кто водит Ладу. Во общем местным вёдрам нужна конкуренция!

  2. Согласен! Лада Веста отличная машина, вот только стоит она у нас на пару тысяч дороже Кобальта. Именно поэтому я и купил Кобальт. Вы правы – были бы деньги – купил бы Весту. Или Калину Кросс.

  3. МОНОПОЛИЯ ЗТИМ ВСЁ СКАЗАНО. ВОТ ВОЙДЁМ ВТО , ТОГДА КАРТИНА ИЗМЕНИТЬСЯ .А ПОКА ПРИДЁТЬСЯ ТЕРПЕТЬ .

  4. Получается, что правительство Узбекистана контролирует 75% акций GM Uzbekistan и всю автомобильную промышленность Узбекистана, и при этом не учитывает интересы внутреннего потребителя, мы получаем более дорогой товар с меньшим количеством опций, если , уж, началось поэтапное реформирование автомобильной отрасли, я думаю, что данный факт тоже должен быть пересмотрен.

  5. в какой стране собственному народу продают собственную продукцию дороже чем на экспорт? канешно в узбекистане

  6. Забыли упомянуть, что в Россию завод экспортирует не Шевроле, а Равоны, а это, согласитесь БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА. В том числе и в цене.

  7. Проблема в «узбекчилик»). Вообще с самого начала производства авто в Узбекистане вводились бешеные пошлины на импорт для чего? Дай бог памяти уже лет 25 завод функционирует, а узбеки до сих пор занимаются сборкой. Корейское daewoo тоже начинала со сборки Опелей, но за короткий срок “придумали” свои нексию и espero, да и много чего, а там родились разные КиА и Хьюндайи которые сейчас покоряют мир. От немецкого Опеля до автогигантов захвативших мировой рынок дешевых авто, у корейцев ушло лет 40 не больше. Кто нибудь поверит что узбеки через 15 лет откроют сборочные цехи в Детройте и дилерские по всем США? Смешно правда?
    Острая нехватка квалифицированных кадров причина всех бед узбекского автопрома, кому двигатели придумывать если дипломы ВУЗов последние 30 лет в Узбекистане нагло продают, и не в подземных переходах, как в «нормальных» странах, а в аудиториях, деканатах и ректоратах этих самых ВУЗов. Экономические планы невозможно реализовывать без соответствующей кадровой базы, какие бы красочные перспективы они не сулили. Вспоминается русская поговорка «что хорошо русскому, то немцу смерть»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button