Выбор редактораЦены на бензин в Узбекистане

Повышение цен на бензин: почему растет стоимость топлива, а реальных реформ в нефтегазовой отрасли нет?

Экономист Юлий Юсупов в своей колонке рассказывает, почему энергетический, газовый и топливный сектор экономики Узбекистана нуждаются в радикальном реформировании.

В Узбекистане планируется повышение тарифов на электрическую энергию, газ и автомобильное топливо. Поставщики энергоресурсов объясняют необходимость превышением издержек над существующими тарифами. Скорее всего, действительно, тарифы занижены. Но каковы должны быть тарифы никто не знает.

Дело в том, что все три сектора монополизированы, там нет свободной конкуренции и цены устанавливает государство.

В такой ситуации предприятия-поставщики всегда стараются завысить свои издержки.

Во-первых, чтобы обосновать необходимость повышения цен.

Во-вторых, через свои расходы компании вытаскивают коррупционные доходы, например, по завышенным ценам закупают ресурсы и получают за такие закупки «откаты».

Наконец, высокие издержки – неизбежный результат неэффективного менеджмента, связанного с отсутствием: а) конкуренции, б) частного собственника.

Данные сектора, как и многие другие отрасли нашей экономики, контролируемые государством, нуждаются в радикальном реформировании.

Радикальное изменение методов государственного регулировани

Включая разделение функций:

  • выработки политики (этим должны заниматься министерства),
  • установлением стандартов (функция государственных агентств),
  • надзора и контроля (функция государственных инспекций),
  • защиты интересов предприятий отрасли (добровольные ассоциации),
  • осуществления хозяйственной деятельности (коммерческие предприятия).

В настоящее время, как правило, в отраслях, контролируемых государством, все эти функции сконцентрированы в одной структуре – правопреемнике отраслевого министерства советских времен (или в нескольких структурах, контролируемых одними и теми же лицами).

Это порождает конфликты интересов и неэффективность управления.

Демонополизацию отрасли и создание конкурентной среды

В большинстве отраслей монополизм носит искусственный характер и там вполне можно создать нормальные условия для здоровой конкуренции.

В таких отраслях, как автопром или торговля автомобильным топливом, достаточно допустить на рынок новых игроков и конкуренция заставит компании сокращать свои раздутые издержки, улучшать качество и расширять ассортимент продукции. Так в автомобилестроении для этого просто нужно сократить таможенные платежи с уровня «запретительные» до уровня «разумные» (подробнее см. статью).

В других отраслях для создания конкуренции придется проработать более сложные «правила игры».

Например, в электроэнергетике необходимо разделить функции: а) генерации, б) распределения через сеть и в) розничной продажи электроэнергии.

Если распределение электроэнергии через сеть остается естественной монополией (контролируемой государством), то генерация и розничная продажа – сферы, где может и должна быть конкуренция.

Или, к примеру, в газодобыче необходимо разделить между разными независимыми компаниями функции геологоразведки, бурения и собственно добычи. А они у нас до сих пор сконцентрированы в один руках.

Может поэтому у нас из года в год добыча газа сокращается, а издержки добычи растут?

Развитие кульутры корпоративного управления

Совершенствование методов управления компаниями отрасли, коммерциализация их деятельности, внедрение принципов корпоративного управления. Пока же управление компаниями, как правило, находится на крайне низком уровне, что и обуславливает высокие издержки и низкое качество товаров и услуг, которые они предоставляют.

Приватизация и разгосударствление

Приватизация тех предприятий, владение государством которыми не обусловлено выполнением государственных функций. А таких предприятий в рассматриваемых отраслях у нас большинство. Это не означает, что их надо приватизировать за один день, но готовить к приватизации надо было начинать уже давным-давно.

Реформировать нельзя оставить

Но парадокс. Уже второй год в нашей стране идут активные реформы. Однако почему-то в отраслях, контролируемых государством (отрасли естественных и искусственных монополий), до сих пор реформы не только не начаты, но даже, как правило, не запланированы.

Более того, руководители отраслей, даже близко не относящихся к естественным монополиям (например, автопром, электротехническая промышленность, авиаперевозки) не только не собираются проводить разгосударствление и демонополизацию своих отраслей, но и напротив настаивают на сохранении существующего положения дел или даже усилении монополизма.

Максимум, что мы получаем от руководителей таких отраслей – это периодические уведомления об очередных повышениях цен.

Цены, возможно, где-то и нужно повышать.

В условиях неэффективности работы данных секторов дополнительные финансовые вливания равносильны закачиванию воды в ведро с дырявым дном.

Они не позволят решить проблемы отраслей, а только заморозят существующее положение дел, негативно скажутся на доходах населения и усилят инфляцию.

Вместе с информацией о грядущем повышении тарифов были опубликованы любопытные цифры о плачевном состоянии дел в компании«Узбекэнерго».

Долги компании – более 2 млрд долларов. 84% тепловых электростанций «Узбекэнерго» введены в эксплуатацию более 50 лет назад.

Расход топлива на таких электростанциях в два раза выше, чем на современном оборудовании – а это основная составляющая затрат при производстве электроэнергии. Кроме того, более 20% от общего объема электроэнергии теряется из-за высокого износа распределительных сетей. Срок службы 62,4% электросетей превышает 30 лет.

И вместо плана реформы сектора и предприятия нам предлагают раскошелится на поддержание на плаву этого неэффективного монстра.

«Дайте нам денег и мы все исправим!» — замечательный лозунг всех монополистов, сидящих на шее у населения и государства. Только ничего они не исправят, так как в принципе неэффективны.

Считаю, что мы, граждане Узбекистана, должны потребовать от правительства и руководства отраслей внятных и четких программ реформ, которые позволят устранить конфликты интересов и создать действенную конкурентную среду.

И только после этого можно будет говорить о возможном повышении цен.

Времени для планирования и начала реализации реформ было достаточно. (попытка создать свободный рынок топлива была предпринята в ноябре прошлого года, — прим. Автострада)

И если это до сих пор не сделано, а вместо реформ нам предлагают просто рост цен, то это свидетельствует об отсутствии стратегии реформ и некомпетентности.

Соглашаться сейчас на повышение цен это все равно что инвестировать в убыточную компанию, у которой нет никакого реального плана выхода из текущего плачевного состояния.

Ни один разумный инвестор такого делать не будет. Не стоит этого делать и нам.

И в заключении

За последние полтора года в нашей стране проведены очень важные макроэкономические реформы: либерализация валютного рынка, устранение многих административных барьеров на пути внешней торговли и ведения бизнеса, либерализация банковского сектора.

Намечены радикальные налоговая и таможенная реформы.

Но почти полное отсутствие реформ на отраслевом уровне, особенно в сферах естественных и искусственных монополий, ставит под угрозу стратегию преобразований нашего общества в целом.

Пока не проведем административную реформу, реформу государственного сектора, не разрушим искусственные монополии, которые умудрились насоздавать за последние двадцать с лишим лет, не сформируем здоровую конкурентную среду, никаких шансов на успешное развитие у нас не появится.

Инвесторы к нам до сих пор не идут, так как не видят подвижек именно в этом направлении.

И самое главное, без отраслевых реформ сохраняются высокие риски реставрации старой модели экономики.

Поэтому вышеуказанные реформы – это, на мой взгляд, вопрос «жизни и смерти». Центральный на сегодня вопрос перспектив экономического развития Узбекистана.

Колонка впервые опубликована на Repost.

Расскажите, что вы думаете!

Метки (тэги)

Статьи на близкие темы

1 Комментарий для “Повышение цен на бензин: почему растет стоимость топлива, а реальных реформ в нефтегазовой отрасли нет?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть