Цены на бензин в УзбекистанеАвтомирВыбор редактораНовости

Бензин в Узбекистане подорожал на 1300 сумов

С повышением цен на бензин и дизельное топливо начат переход на рыночное ценообразование – Узбекистан трансформирует рынок бензина и дизельного топлива

Реклама

Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан №913 «О дополнительных мерах по своевременному обеспечению топливно-энергетическими ресурсами» утверждены повышенные розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо марки:

  • АИ-80 – 3800 сум. (+1000 сум);
  • АИ-91 – 4300 сум. (+1300 сум);
  • Дизельное топливо ЭКО – 4700 сум (повышение с 1 марта 2018)

Обновление 17-02-2018

На центральных АЗС Ташкента, подведомственных «Узбекнефтегазу», 1 литр бензина АИ-95 обойдется в 7200 сумов, включая налог на потребление бензина. Как пояснили в компании “Узнефтепродукт”, цена на бензин выросла в связи с “ростом мировых цен”

Реклама

Обновление 09-01-2018

Высокооктановый бензин, импортируемый из России в Узбекистан, с 10 января будет продаваться на заправках  СП Jizzakh Petroleum, учредителями которого являются «Узбекнефтегаз» и «Газпром» через Gas Project Development Central Asia.

Цены на импортный бензин в Ташкенте

  • Бензин марки АИ-95 — 8000 сумов за литр
  • Бензин марки АИ-98 — 9000 сумов за литр
  • Дизельное топливо — 8500 сумов за литр

Свободная продажа бензина и реформа рынка нефтепродуктов

Вместе с повышением цены разрешена реализация по “свободным коммерческим ценам” импортируемого моторного топлива (дизельное топливо и бензины АИ-92, -93, -95 и -98) соответствующего европейским стандартам, а также топлива произведенного из давальческого (импортного) сырья, на АЗС определяемых Кабинетом министров.

Это первый шаг к реализации положений постановления Президента Республики Узбекистан ПП-3386 от 14 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности». (имеется в распоряжении Австострада.уз)

Постановлением предусмотрено снижение с 15 ноября 2017 года налога на потребление бензина и дизельного топлива на 50% до 232,5 сумов с каждого литра.

Поэтапно, с 1 января 2018 года предприятия-монополисты будут реализовывать производимые ими нефтепродукты только через биржевые торги. Сроки перевода реализации автомобильного бензина исключительно через биржевые торги будут определены решениями правительства.

Снят запрет на перепродажу продукции приобретенной на биржевых торгах, за исключением товаров приобретаемых за счет централизованных источников.

В течение трех дней АО “Узнефтепродукт” получит бюджетную ссуду в размере 600 млр. сумов на импорт углеводородного сырья и готовых нефтепродуктов. Всего до конца 2017 года нефтеперерабатывающим заводам  АО “Узнефтепродукт” будет выделено 2,0 трлн. сумов. Кроме того, чтобы предотвратить резкий рост тарифов на пассажирские перевозки городской транспорт Ташкента также получит бюджетные субсидии.

Предприятия Узбекистана до 1 января 2020 года, освобождаются от  уплаты таможенных пошлин (кроме сборов за таможенное оформление) на импорт углеводородного сырья, независимо от целей использования и форм собственности. Дополнительно, предприятия АО “Узнефтепродукт” освобождены от уплаты налога на прибыль, с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие производства.

Кабинету министров Узбекистана поручено в десятидневный срок принять правительственное решение устанавливающее персональную ответственность руководителей соответствующих комплексов Кабинета министров, ведомств и хозяйственных объединений за обеспечение бесперебойного и своевременного удовлетворения потребностей экономики и населения в нефтепродуктах по рыночным ценам, и предотвращение их дефицита по всей республике.

Эффект для потребителя

Напомним, что последнее повышение цен на моторное топливо проводилось в октябре 2016 года. Тогда были установлены единые розничные цены за 1 литр автомобильного бензина марки:

  • АИ-80 — 2 800 сум.
  • АИ-91, 92, 93 — 3 000 сум.
  • АИ-95 — 3 300 сум.
Как и год назад повышение розничных цен на бензин и дизельное топливо мотивируется дефицитом нефтепродуктов в регионах Узбекистана. Дефицит приводит к спекулятивной перепродаже бензина и солярки. Спустя год к скрытым и явным причинам пересмотра цен на бензин добавилась девальвация узбекского сума. А также финансовые реформы и либерализация валютной политики. Кроме того, рост мировых цен на топливно-энергетические ресурсы также внес свою лепту в повышение цен.

Меры, в настоящее время планомерно осуществляемые правительством, не что иное как попытка сделать то, что должно было быть сделано годы назад. Например, цены на бензин были искусственные и не отражали рыночных реалий.

В условиях командно-административной системы нет ничего проще, чем сказать ответственному чиновнику: не повышать цен на бензин, повысишь – будешь снят с должности/сядешь (нужное подчеркнуть). И все: цены не будут расти, гарантия. Однако, как известно, такой подход порождает серьезные проблемы в экономике и не имеет ничего общего с рынком: это советская система, результатом которой является дефицит, спекуляция и коррупция. Всем нравилось каждый год осенью стоять в многокилометровых очередях? А сейчас их, между прочим, нет.

Предыдущее правительство отказалось от т.н. шоковой терапии, однако если бы она была проведена еще в 90-х, как в других странах СНГ, то в данное время мы бы уже пожинали ее плоды. Продолжать эту порочную практику – это поставить крест на шансе на развитие.

Новому президенту было бы намного проще продолжить старую политику, так как реформы всегда непопулярны среди народа, однако только они могут оздоровить нашу экономику и создать условия для поступательного развития.

В связи с этим предлагаю поддержать эти начинания и не подвергать их столь сильной критике. В конечном итоге жить должно стать лучше.

Oybek Ibragimov (Facebook, Drivers.uz)

Первая заправка "ЛУКОЙЛ" в Ташкенте
Первая заправка “ЛУКОЙЛ” в Ташкенте. фото: kommersant.uz

Импортный бензин

Снижение регулятивного воздействия и “открытие” биржевого рынка нефтепродуктов позволит привлечь иностранные инвестиции в сектор. В первую очередь речь идет о реализации межправительственных договоренностей с Россией и Казахстаном о поставке нефтепродуктов и углеводородного сырья в Узбекистан.

Автолюбители ждут открытия открытия АЗС “ЛУКОЙЛ“, построенной в Ташкенте почти год назад.

Снижение налога на потребление бензина и дизельного топлива, а также отмена таможенных пошлин на углеводородное сырье призваны обеспечить конкурентные цены на импортное топливо.

Несмотря на эти меры расходы на эксплуатацию автомобильного транспорта вырастут в 1,5 раза. Городской общественный транспорт в Ташкенте получит бюджетные субсидии. Но стоимость пассажирских и грузовых перевозок в частном секторе существенно возрастет.  А значит и вырастет цена на все товары и услуги,в себестоимость которых включены транспортные расходы.

Освобождение рынка нефтепродуктов от излишнего регулятивного воздействия такой же важный этап реформ, как либерализация валютной политики. Без рыночного ценообразования в нефтегазовой отрасли невозможно говорить о повышении качества продукции и привлечении инвестиций. Большинство автомобилей на дорогах Узбекистана не приспособлено для эксплуатации на “80-м” бензине. Да и АИ-91 для современных моделей Chevrolet и иномарок является болезненной альтернативой.

Надеемся, что предпринятые меры помогут обеспечить республику качественным топливом и устранить дефицит бензина в регионах Узбекистана. Ситуация на протяжении многих лет остается катастрофической. За пределами Ташкента очень сложно, почти невозможно, приобрести бензин на АЗС по официальной, а не спекулятивной цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button