Выбор редактораАвтомирПДД Узбекистана

Коррупция убивает: безнаказанность и смерть на дороге

Почти 2500 человек погибли в ДТП в прошлом году и более 2000 — в этом. Сколько нужно смертей, чтобы власти принялись за дорожное движение всерьез?

Реклама

С разрешения «Газеты.uz» мы публикуем статью Никиты Макаренко 

На улицах Узбекистана в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнут тысячи людей. Однако вместо проверенных мировой практикой решений власти повторяют старые ошибки. «Газета.uz» вновь поднимает эту тему, поскольку она касается каждого жителя страны.

Статистика и безопасность

Узбекистан считается одной из самых безопасных стран мира. Государство прилагает огромные усилия, чтобы жители чувствовали себя защищенными от разных угроз. Но давайте признаем: есть сфера, которая продолжает ежедневно подвергать опасности жизнь каждого из нас — это сфера дорожного движения. Как бы вы ни старались, вы никак не избежите постоянного участия в этой «русской рулетке».

Реклама

В прошлом году в 10,2 тысячи ДТП в Узбекистане пострадали 9845 человек и погибли 2496. С января по октябрь текущего года в 8000 ДТП пострадали 7622 и погиб 2031 человек. Что заметного в последнее время сделало ГУБДД МВД, чтобы решить эту проблему? Перестало публиковать статистику смертей в ДТП. Нет цифр — нет проблемы. Когда «Газета.uz» задала вопрос: «Почему нет цифр?» пресс-службе ГУБДД, нам ответили: «У вас что, других тем нет?»

Мы считаем эту тему острой и очень важной. И будем постоянно и методично поднимать вопрос безопасности на улицах до тех пор, пока ответственные люди не займутся решением проблемы. Пока же мы видим «последние китайские предупреждения» для водителей и не имеющую эффекта пропаганду на рекламных щитах.

 

В заявлениях официальных лиц (как и в мнениях пользователей социальных сетей) звучит: все проблемы из-за культуры вождения, водители и пешеходы просто должны соблюдать правила ПДД, и тогда все будет хорошо. Этот аргумент обманчивый и ложный. Это вход через заднюю дверь. Культура вождения не появляется сама по себе. Она не воспитывается без надлежащих условий, которых сейчас нет. Ничего не изменит шестисоттысячный пост в Facebook: «Страшная авария, умоляю, будьте осторожнее!»

Культура вождения — это всего лишь следствие обстоятельств, когда беспристрастная рука закона нещадно колотит нарушителей по головам. Рука-то у нас есть, но она не беспристрастная, а очень даже предприимчивая.

Для того, чтобы на улицах действительно стало безопаснее, должны существовать две предпосылки:

а) Улицы должны быть правильно организованы;
б) Наказание для нарушителей должно быть неотвратимым.

Улица моя

Дорога в Ташкенте
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz» (Ташкент, декабрь 2017 года)

Про правильную организацию улиц мы уже подробно писали, разобрав проспект Амира Темура в проекте «Ташкент Мечты» вместе с российским экспертом Аркадием Гершманом. Этот материал собрал более 50 тысяч просмотров и десятки комментариев, что подтверждает актуальность темы.

Мы будем продолжать проект, привлекая новых авторитетных экспертов. Пока же мировой опыт городского планирования игнорируется ответственными лицами. С организацией улиц все по-прежнему плохо.

Главная задача проектировщика улиц — сделать так, чтобы у водителя был минимальный шанс совершить ДТП. Чтобы скорость была ограничена физически. Все решения давным-давно известны и проверены мировой практикой. Но новые улицы строятся и проектируются сразу неверно.

Неоднократные случаи наезда на пешеходов со смертельным исходом на улицах Ташкента не заставляют ответственные структуры бросать силы на исправление ситуации. На наши вопросы и в ГУБДД МВД, и в ГУВД Ташкента отвечают: «Все соответствует стандартам. Есть знаки, есть разметка. Просто все должны соблюдать ПДД». Из какого века эти стандарты, неизвестно. Ситуация с установкой и последующим демонтажем разделительных заборов на улицах показывает, что стандарты можно трактовать как угодно.

В последние годы властные структуры спихивали проблему друг на друга, как мячик в ташкентской детской игре «горячая картошка». После передачи в апреле 2017 года специализированных монтажно-эксплуатационных отделов от УБДД хокимиятам вообще непонятно, кто должен принимать решения о принятии мер по повышению безопасности на том или ином участке дороги.

 

Маленький секрет большой коррупции

А теперь про «все просто должны соблюдать ПДД». В текущих условиях — это утопия. У нас практически нет неотвратимости наказания. И это катастрофическая проблема.

Весь Узбекистан играет в игру, которая называется «Голый король». Каждый гражданин от 6 лет и старше знает, что инспекторы безопасности дорожного движения берут деньги, чтобы закрыть глаза на нарушение. И что они могут выписать штраф не за нарушение, которое вы совершили, а за менее серьезное, например, «за ремень». Это знают все — можно провести опрос общественного мнения и убедиться. Но все молчат и делают вид, что ничего не происходит. «Голый король» каждый день ходит по улицам, но все делают вид, что он одетый.

Причина в том, что эта коррупционная система устраивает всех, кроме мертвых пешеходов, водителей и пассажиров. А они ребята не сильно разговорчивые.

Водителям хорошо существовать в таких условиях. Можно получить отпущение за любой грех. Сбил человека, ехал нетрезвый, припарковался не там, превысил скорость — все прощаемо. Никто не жалуется, не осуждает тебя в группе «Водители Ташкента». Никому не нужно, чтобы было как в США, где от полицейского и от громадного штрафа или тюрьмы тебя не спасет ничто и никто. Удобно всегда иметь возможность «запасного выхода».

Тем более, что деньги невеликие: по нашим данным, в среднем водители в Ташкенте «жертвуют» от 50 до 100 тысяч сумов за индульгенцию к не очень серьезному нарушению. Нетрезвое вождение, говорят наши источники, пожелавшие остаться неназванными, обходится в сумму от 200 до 500 долларов.

Вы знаете, что значит цифра «28»? Я понятия не имею. 18 ноября я ехал из аэропорта Ташкента с пожилым таксистом, который нарушал все возможные правила и убеждал меня: у него в номере есть цифра «28», он бывший сотрудник МВД, и никто его не остановит. Действительно, никто не остановил. Я слышал еще с десяток таких городских легенд про «пароли» и «верные номера».

Водители вряд ли будут активно выступать за то, чтобы система наказаний стала неотвратимой. Это очень комфортное болото.

Пешеходный переход в Ташкенте
Фото: Азамат Атаджанов / «Газета.uz» (Ташкент, январь 2013 года).

Инспекторы тоже вряд ли хотят реформ. Мы не хотим оскорблять всех инспекторов ГУБДД. Среди них есть честные люди. Но каждый водитель и каждый инспектор, который читает эти строки, прекрасно понимает, что все это правда. Все все знают.

Можно еще отметить «любимые» водителями «засады». Которые устраиваются исключительно для статистики, штрафов или «пожертвований» в местах, где правила можно трактовать двояко. Например, на круговом перекрестке Шота Руставели и Мирабадской в столице. Или случаи, когда инспекторы по собственному желанию дежурят то на одном участке, где имеются условия для совершения водителями нарушений, то на другом.

Все это не имеет никакого отношения к безопасности. Зато имеет прекрасное отношение к процветающей безнаказанности. Что же делать?

Расшевелить болото

12 июля было принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения». Что изменилось с момента его принятия? Только за третью неделю ноября 216 человек получили травмы в ПДД. Неизвестное количество людей погибло — теперь эти цифры не разглашают.

Что предлагают нам власти? В интервью УзА 20 ноября руководитель пресс-службы ГУБДД МВД Акмал Юнусов сказал: «В целях повышения культуры дорожного движения водителей и пешеходов в образовательных учреждениях, на предприятиях и в организациях, махаллях специалистами сферы проводятся встречи и беседы за круглым столом».

Опять круглые столы? А как же наш «голый король»? Про него ни слова. Не много намерений бороться с ним и в постановлении. Там «король» упоминается лишь один раз: «Будет усилен контроль за надлежащим выполнением сотрудниками дорожно-патрульной службы служебных обязанностей, исключающий проявления коррупции».

И все. Лишь усилен контроль. Уважаемые водители и пешеходы, напишите, пожалуйста в комментариях, помогло ли усиление контроля в последние месяцы?

Я понимаю, что реформировать эту взаимовыгодную коррупционную связь водителей и инспекторов крайне сложно. Честно говоря, на всем постсоветском пространстве есть только один успешный опыт.

Очень банально уже стало приводить его в пример — но это Грузия. Где в 2004 году просто расформировали дорожную полицию и создали совершенно новую структуру. Победив коррупцию и повысив уровень доверия к новой полиции до 87%.

Какие реформы нужны нам? Очевидно, что никто не пойдет на грузинский вариант. Но и нужно что-то более радикальное, чем просто «усиление контроля».

Например, запретить инспекторам всяческое общение с водителем вне поля зрения видеокамеры. Выключать ее во время службы должно быть запрещено. Так поступают в Грузии.

Вообще запретить останавливать машины по целой группе нарушений ПДД. Пусть инспекторы снимают нарушения на видео и присылают штраф по почте. И получают заработную плату в зависимости от количества сделанной работы. Действительно, как много нарушений ПДД требуют остановки и непосредственного контакта с водителем? Совсем немного. Зачем стоять с палкой на обочине в XXI веке?

Из грузинского опыта можно перенять и специальное независимое подразделение, которое занимается «подставами» — пытается правдами и неправдами дать взятку полицейским.

Нужно усилить возможности водителей по контролю инспекторов. Четко регламентировать все вопросы общения и взаимодействия. Пока что таких инструкций нет. У водителя должны быть более широкие возможности для проверки легитимности работы инспектора в данное время в данном месте. Сейчас инспектор не обязан предъявить водителю документ о собственной дислокации, что оставляет широчайшее поле для злоупотреблений.

Наконец, нужно законодательно утвердить: электронное заявление от гражданина с фотографией или видеозаписью, на которой явно идентифицируется нарушение ПДД, должно рассматриваться УБДД как административное нарушение в обязательном порядке.

Только не пишите про «стукачество». Если мы хотим жить, как в развитых странах, то придется переступить через «драгоценные» постсоветские квази-воровские «понятия», так глубоко утвердившиеся в коллективном бессознательном. И следить друг за другом. Каждому активному гражданину и водителю — премию. Прекрасная идея, ГУБДД утонет в обращениях.

Прогресс и веселье начнутся, когда штраф за неправильный проезд пешеходного перехода придет к вам домой безо всякого участия УБДД. Может быть, тогда и инспекторы не понадобятся совсем?

Во время подготовки статьи к публикации стало известно, что в соседнем Таджикистане уже пошли описанным нами путем. С 1 декабря с улиц Душанбе исчезли «инспекторы с палками». Контролировать ситуацию будут только патрульные автомобили ДПС. Пока это пилотный проект, который проходит в столице, но в будущем патрули полностью заменят стационарные посты.

Никита Макаренко, «Газета.uz»

1 Комментарий

  1. год моей машины декабрь 2018 года я забирал её из салона в январе 2019 года Бухары и в Бухаре зарегистрировал машину, в том году январе 2019 года после технического осмотра я получил тех. талон, а августе 2019 года на машину установил газовый баллон ГБО, в августе 2019 года вновь поменял тех. талон.
    У меня 2 вопроса:
    1-вопрос Тех осмотр второй раз когда пройду или когда после установки ГБО поменял тех талон считается пройденным второй раз ТО. т.е. следующий ТО конкретно какой месяц и в каком году ?
    2- вопрос Я шас работую в Ташкенте я не могу съездить в Бухару для ТО где мая машина зарегистрирована. На терр-ии Ташкента нет возможности пройти ТО? есть какой-нибудь путь для решения этой проблемы? заранее спасибо за ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button