В России начали продавать места в очередях за автомобилями
Из-за дефицита микрочипов в России образовались многомесячные очереди за автомобилями. Очередь на Land Cruiser Prado продают за $1500.
Дефицит производства автомобилей наблюдается не только в Узбекистане. Мировой спрос на автомобили растет за ними выстраиваются виртуальные очереди, места в которых можно купить.
Цена зависит от марки авто и варьируется от 20 до 200 тысяч рублей. Срок ожидания достигает семи месяцев. К примеру, в объявлении на «Авито» за 100 тыс. рублей предлагается за очередь на внедорожник Toyota Land Cruiser Prado.
Более того, в интернете уже появился специализированный сайт, целиком посвященный покупке-продаже очередей на автомобили. За ускорение поставок бюджетных автомобилей просят до $500 долларов, а вот за популярные марки, такие как Skoda и Toyota придется выложить до $1500 долларов.
«Из-за отсутствия предложения, способного перекрыть потребность российского авторынка, некоторые модели приходится ждать по нескольку месяцев: у Skoda и Volkswagen – по 5–6 месяцев, импортные BMW – 7 месяцев. Даже автомобили Hyundai и Kia российской сборки не всегда есть в наличии у дилера. По приблизительной оценке, темпы контрактования и трафик в автосалонах сегодня в 1,5 раза выше текущих продаж. Сейчас всё зависит от ассортимента, ключевая проблема – дефицит», – рассказал руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников.
Схожая ситуация наблюдается и на узбекском рынке, вот только сроки ожидания популярных моделей составляют от 7 до 14 месяцев.
Модель | Очередь |
---|---|
Damas | Нет в продаже с декабря 2022 |
Spark AT | Нет в продаже, снят с производства |
Nexia 3 | Нет в продаже, снята с производства |
Cobalt | Нет в продаже с декабря 2022 |
Lacetti | Нет в продаже с декабря 2022 |
Tracker 2 | до 18 месяцев |
Onix | до 12 месяцев |
Malibu 2 | от 1 дня до 2 месяцев |
Trailblazer | Нет в продаже |
Tahoe, Traverse | от 1 дня до 7 месяцев |
Вероятно, такой кризис продлится как минимум год. В первую очередь это связано с медленным восстановлением заводов после локдаунов, а в случае Узбекистана, сказывается еще и перерыв в сборке автомобилей из-за модернизации производства.
Из-за локдауна остановилось производство в разных отраслях промышленности, автоиндустрия не исключение. К осени цены на вторичном рынке подскочили, а покупатели стали опасаться очередного повышения, поэтому стараются купить авто по старой цене — отсюда ажиотаж и очереди.
Все это уже привело к тому, что сроки ожидания автомобилей в Узбекистане существенно выросли.
Другая причина автомобильного дефицита — в нехватке микрочипов, которая произошла из-за сбоя поставок во время локдауна. В это время выросли продажи смартфонов, игровых приставок и компьютеров. Это повлекло перераспределение заказов на электронные компоненты не в пользу автопроизводителей. Когда рынок оправился, изготовители микрочипов не смогли покрыть восстановившийся спрос, а ситуацию с нехваткой обострили ЧП и закрытие предприятий-производителей.
И, если в Узбекистане можно просто ждать автомобиль, или попробовать перекупить очередь на черном рынке, то в России происходящим пользуются дилерские центры. Они навязывают покупателям дополнительные комплектующие вроде салонных ковриков и защитной пленки. Размер наценки — до нескольких миллионов рублей.
Тем, кто не готов платить, придется ждать несколько месяцев.
Причем, как для узбекского, так и для российского рынка хороших новостей нет. Перспектива разрешения ситуации с доступностью пока не просматривается: товарных автомобилей у большинства брендов в России по-прежнему будет меньше, чем желающих их приобрести, даже несмотря на продолжающийся рост цен на автомобили. А в Узбекистане, с монополией UzAuto Motors приобрести автомобиль без очереди можно только на вторичном рынке, ведь поставки конкурирующих брендов также ограничены дефицитом комплектующих.