Выбор редактораНовостиПолезное

Такси или личный автомобиль. Считаем, что выгоднее в Узбекистане

Предположим, вы накопили 110 млн сумов, и думаете, как их лучше потратить — купить белый Chevrolet Nexia 3, или ездить на такси, а деньги положить в банк. Приводим детальные расчеты стомости владения автомобилем, против поездок на такси!

Реклама

Автомобиль дает комфорт и свободу передвижения, но давайте посчитаем, насколько выгодно содержать автомобиль в Узбекистане. Ведь с учетом прихода на рынок Яндекс Такси и возросшей конкуренции заказать машину не составляет труда в любое время дня и ночи.

Допустим, у вас есть 110 000 000 сумов, давайте разберемся, как лучше потратить эти деньги, что выгоднее, купить автомобиль, или ездить на такси?

Для корректного расчета договоримся о нескольких условиях.

Реклама

Среднегодовой пробег автомобиля для поездок на работу, за покупками, а по выходным и за город на отдых составляет 12 000 км, из которых 2000 км это пробег за городом. Для расчета расходов на такси возьмем этот же пробег, с поправкой на повышенный коэффициент по утрам и в непогоду.

Средняя стоимость бензина на 1 км пробега, за последние 3 года, составляет 670 сумов, при условии что мы не сильно экономим на бензине и заливаем АИ-91 или АИ-92. Еще 280 сумов на километр составляют обязательные расходы на техническое обслуживание, страхование (ОСАГО) и ремонт автомобиля.

Итого, 1 км пробега личного авто обходится в 950 сумов. Если добавить сюда полное страхование по КАСКО, то стоимость пробега вырастет на 150 сумов, до 1 100 сум/км.

Стоимость такси будем считать по среднему тарифу на момент публикации — 1 200 сум/км в городе, 1 440 сум/км в час пик, и 2600 сум/км за городом.

И, конечно же, автомобиль, как актив – теряет в стоимости, примерно 18% за 3 года.

Данные по расходу топлива, облуживанию автомобиля взяты исходя из личного опыта автора, который записывает все расходы на автомобиль. Детальные расчеты приведены в таблице ниже.

Nexia 3 / 110 млн. сумовТакси
Бензин на 36 тыс км, по 670 сумов за км.
24 млн.Пробег в городе 8 000 км в год по 1 200 сум/км

28.8 млн.
Масло, фильтры и плановое ТО
4 млн.Пробег в городе 2 000 км в год по 1 440 сум/км (повышенный спрос)
7.2 млн.
Сигнализация и "навороты"
5 млн.Пробег за городом 20000 по 2600 сум/км
15.6 млн.
Номера и техосмотр

1 млн.
ОСАГО
0.2  млн.
КАСКО*

6 млн.
Потеря в цене -18%
20 млн.
Общая стоимость владения
60.3 млн. Стомиость поездок 51.6 млн.
Чистая стоимость актива через 3 года
47.9 млн.Чистая стоимость 110 млн. через 3 года
58.4  млн.
Если положить деньги в банк под сложный процент137.5 млн.
*(ведь в такси мы не отвечаем за повреждение авто, а свой автомобиль придется чинить)

И так, у нас есть 3 базовых сценария, как потратить 110 млн. сумов:

  1. Купить автомобиль;
  2. Ездить на такси, а 110 000 000 сумов положить в сейф и тратить на такси;
  3. Ездить на такси, а 110 000 000 сумов вложить в банк под 22% годовых. А поездки на такси оплачивать с процентного дохода.

Купив автомобиль, мы сразу же тратим 110 млн. сумов, а расходы на содержание автомобиля ложатся дополнительным бременем на ваш карман.

За 3 года, мы проедем на нашем автомобиле 36 тысяч километров, потратив на обязательные расходы еще 40 млн. сумов, или 1,1 млн сумов в месяц. Кроме того, за эти 3 года наш автомобиль подешевеет на 20 млн сумов.

Итого, полная стоимость владения автомобилем составит около 60 млн. сумов, и 110 млн. сумов превратятся в 50 млн.

За это же время, поездки на такси обойдутся в 52 млн. сумов. Причем, в расчетах мы учли и поездки за город, и повышенные цены в часы пик.

Если никуда не вкладывать эти 110 млн, то чистая выгода против покупки автомобиля составит 8 млн. сумов, и 110 млн. сумов превратятся в 58 млн.

Однако, ситуация в корне меняется, если на эту сумму, вместо покупки автомобиля, открыть вклад в банке.

На момент публикации можно положить средства в один из государственных банков под 22% годовых.

В таком случае, вам будет начисляться около 2 млн. процентов месяц, из которых 1,5 млн. уйдет на оплату такси, а оставшиеся 500 тысяч, можно реинвестировать во вклад, еще больше повышая свой капитал.

Хранение денег в банке денег подвержено инфляционному и валютному риску! Прежде чем принимать решение, проведите собственный расчет и анализ.

Таким образом, если вложить 110 млн. сумов в банк на 3 года под 22 процента годовых, вы покроете свои расходы на такси, и сохраните свой капитал. А дополнительная выплата процентов позволит получить, как минимум 18 млн. сумов.

В итоге, через 3 года владелец автомобиля будет иметь активы чистой стоимостью в 50 млн. сумов, а пассажир такси от 128 млн до 137 млн сумов (если используется капитализация вклада и начинает работать сложный процент).

Все расчеты приведены без учета инфляции и девальвации сума.

Как видите, в текущей экономической ситуации автомобиль является скорее роскошью, в то время, как такси ближе к утилитарному средству передвижения.

3 Комментариев

  1. Опять кривой расчёт. Как пробег на своей машине считаете 36 тыс км, а на такси 30 тыс км? И почему 1200 сум, 1440 сум и 2600 это за первый год, а за 2 3 год инфляция, цена на такси не будет как прежде, каждый год подымается, что за гений так криво подсчитал а Вот когда Вам такси 2 часа ночи понадобится, вы тогда скажите зачем я не купил себе машину

    1. Ошибись, в такси посчитали 35 тысяч км. ошибка в 1,4 млн не влияет на суть.

      Для расчетов использовались данные реального расхода на автомобиль за прошедшие 3 года. А вот такси считали по текущим ценам. Так что тут скорее перевес в сторону личного автомобиля в методологии. Кроме того, с инфляцией дорожают ен только поездки на такси, но и бензин и стоимость обслуживания личного авто. Так что тут паритет.

      Повторимся – статья является мнением автора, и если вы с ним не согласны, мы готовы опубликовать вашу версию расчетов. Пришлите текст на hello@autostrada.uz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button