АвтомирВыбор редактораПолезное

Нужны ли зимние шины в Ташкенте?

Разбираем, какие бывают зимние шины, чем они отличаются от летних и всесезонных, и какие шины лучше купить для ташкентской зимы.

Реклама Google

Зима не будет?

Зима в Ташкенте и вправду – теплая: средний минимум -1,5 °C, средняя температура выше нуля, при норме осадков 55-60 мм. в месяц.

А значит, типичной будет ситуация, в которой днем идёт дождь или мокрый снег, а как только солнце садится осадки превращаются в гололед на дорогах и тротуарах города. Неприятный сюрприз для водителей на летней или всесезонной резине. Не редки и более серьезные ситуации – все-таки снег держится на дорогах Ташкента 1-2 недели в году. В этот период дорожное покрытие представляет собой слоеный пирог из льда, снега и талой воды.

Зима Ташкент Ночь
Фото: medvezhutka / Pix.uz

Коммунальные службы города стараются своевременно обрабатывать центральные дороги специальными реагентами. Но, чем дальше от центра города и стратегических маршрутов передвижения власть предержащих, тем дорожная ситуация сложнее.

После обильных осадков в заморозки существенная часть автомобилистов оставляет своих коней дома, и добирается на работу на такси и общественном транспорте. Однако ни такси, ни автобусов, ни маршруток на всех не хватает — вереницы людей у обочины ловят «попутку» в час пик. Малоприятное удовольствие, скажу я вам – ловить такси на заснеженной обочине, к тому же – это просто не безопасно.

А бывает и так, что дождь, снег и гололед захватывают водителей врасплох вдалеке от теплых гаражей. Вот и тихонечко скользят вереницы автомобилей на летней резине по дороге домой. Зимняя резина актуальна не только в снег и гололед. Даже в сухую погоду при температуре +7 °C зимняя резина показывает существенно лучшие показатели сцепления с дорогой, управляемости и торможения нежели всесезонные или летние шины.

Такое поведение обусловлено особенностями состава резины для разных климатических условий.

Летняя резина

Летнюю резину разрабатывают с учетом интенсивной эксплуатации в сухую или теплую дождливую погоду. Состав резиновой смеси оптимизирован для плюсовых температур с фокусом на повышенную износостойкость и долговечность шины.

Резина должна охранять свои свойства и выдерживать контакт с асфальтом, температура которого под ташкентским солнцем достигает 70 °C.

По мировым стандартам особенное внимание уделяется поведению шины на мокрой поверхности, а значит смесь и геометрия протектора должны эффективно способствовать отводу воды из пятна контакта шины. Также при высоких температурах увеличивается сопротивление качению, чтобы это предотвратить и снизить расход топлива производители добавляют специальные добавки в состав резиновой смеси.

Высокая твердость материала шины обеспечивает необходимую износостойкость, а разогреваясь от раскаленного асфальта шина лучше цепляется за дорогу, обеспечивая оптимальный контакт, управляемость и безопасность.

При высоких температурах предметы плавятся, а при низких твердеют и становятся хрупкими. Это правило особенно справедливо для автомобильных шин.

Зимой летняя резина теряет свою эластичность, становится пластиковой, «дубеет».

Геометрия протектора летней шины представлена крупными элементами-каналами для отвода воды из пятна контакта и обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием. Зимой крупные каналы забиваются снегом и наледью. Если у шины отсутствуют поперечные узкие канавки-ламели, шине просто нечем «цепляться» за поверхность, и она скользит по асфальту с минимальным сцеплением. Даже чистый, но не гибкий, а пластиковый протектор не схватывает неровности дороги. Как следствие – увеличивается тормозной пуль, автомобиль может потерять управляемость с самыми печальными последствиями.

Всесезонные шины — маркетинговый миф

Все сказанное про летнюю резину в той или иной мере относится к всесезонным шинам. Производителям всесезонной резины нужно соблюсти баланс характеристик – обеспечить хорошие сцепные характеристики, эластичность и износостойкость, как при нагреве, так и при отрицательных температурах. Но законы физики не обманешь – материал который становится оптимально-эластичным при плюсовых температурах не может сохранить такие же характеристики при отрицательных температурах.

Согласно мировым тестам всесезонные шины — это середнячки, которые зимой уступают зимним шинам, а летом летним.

Объясняется это просто – управляемость автомобиля зависит от сцепных качеств шины, которые напрямую зависят от состава резиновой смеси. Летом такие шины становятся слишком мягкими, а зимой остаются недостаточно эластичными, и только специальный рисунок протектора помогает улучшить сцепление с дорогой.

Однако этих мер недостаточно, и всесезонная шина может быть лишь компромиссным решением.

В Узбекистане массово представлены лишь шины начального ценового сегмента, значит, говорить о передовых технологиях производства и дорогостоящих компонентах в составе резиновой смеси не приходится.

Вспомните, как пилоты болидов «Формулы 1» прогревают свои шины на первом круге, ведь чем выше температура шины, тем лучше ее сцепные характеристики. И те же пилоты меняют колеса, как только трассу окропил легкий дождь. Разные условия — разные шины.

В зимних условиях прогреть шину не получится, т.к. колесо постоянно охлаждается через контакт с холодным покрытием, эффективность охлаждения усиливается в снег и дождь.

Чем отличается зимняя шина от летней?
Чем отличается зимняя шина от летней?

Зимние шины

Учитывая вышеизложенные рассуждения, логично предположить, что состав резиновой смеси и рисунок протектора для зимних шин, пригодных для использования в Скандинавии должен сильно отличаться от аналогичных шин, изготовленных для регионов с мягким климатом.

Чем отлича ются скандинавские зимние шины от европейских
Зимние шины скандинавского и европейского типов отличаются геометрией протектора, жесткостью резиновой смеси и допустимой скоростью

Различают два типа зимних шин. Арктические, они же альпийские или скандинавские, производятся как с шипами, так и без, и шины для «европейской зимы».

Арктические (альпийские или скандинавские)

арктическая скандинавская шинаШины данного типа изготавливаются из специального состава резины, которая сохраняет свои эластичные свойства в экстремально-низких температурах. Геометрия протектора изобилует ламелями, специальными ступеньками и «рублеными» краями элементов рисунка.

Такие шины отлично показывают себя, как на снегу, так и на льду или мокром покрытии. Однако, из-за того, что резина очень мягкая она все же недостаточно хорошо держит дорогу и имеет низкий индекс скорости.

В условиях ташкентской зимы использование подобных шин категорически не рекомендуется.

Уже при незначительных плюсовых температурах скандинавские шины становятся слишком мягкими, расплываются по асфальту ухудшая сцепление с дорогой.

В теплую погоду (+17) скандинавские шины способны увеличить тормозной путь автомобиля на 1,5-2 метра.

Износ арктических шин при эксплуатации в теплую погоду катастрофически увеличивается

«Европейская зима»

зимние шины для европейской зимыДля более теплых условий разработаны т.н. шины для «европейской зимы» или «городской зимы». Такие шины отличаются менее «агрессивным» протектором, геометрия которого направлена на вывод из пятна контакта слякоти и снега. Данный тип шин имеет более высокий, чем у скандинавских шин индекс скорости.

Но и здесь не обошлось без компромиссов. Шины «европейского» типа уступают арктическим собратьям в управляемости на снегу и льду, из-за недостаточной мягкости протектора. Однако, оптимальный состав резиновой смеси позволяет этим шинам показывать свои лучшие качества в условиях мягкой зимы, а также в городских условиях – где на дорогах обычно снежная слякоть.

Шипованные шины

зимняя шипованая резинаКонечно, с зимней эксплуатацией в первую очередь ассоциируются шипованные шины, однако в условиях городской эксплуатации толку от них не много, если только вы не паркуете ваш автомобиль где-нибудь на пригорке. А для выезда в горы, лучше приобрести европейскую зимнюю резину и цепи противоскольжения, которые работают гораздо эффективнее, чем шипы.

 

Сколько стоят зимние шины в Ташкенте

Менять резину на зиму или нет? Если позволяют средства, то ответ однозначный – переобуваться в зимнюю резину.

В какую? Здесь тоже можно посоветовать отталкиваться от финансовых возможностей, но не забывайте обращать внимание на тип шины. Если вам предлагают скандинавские зимние шины за 100+ долларов/шт., то может быть не стоит гнаться за агрессивным протектором, а приобрести шины для умеренной «европейской городской зимы» за 50-80 долларов/шт.

Благо цены в 2018 году в Ташкенте существенно ниже нежели в 2014-2016 годах.

В бюджетном сегменте рынка широко представлены российские (Cordiant), китайские (Maxxis, Ovation) и турецкие (Lassa) бренды, с неплохими отзывами и хорошим соотношением цены и качества.
Цена за шину в этом сегменте начинается от 450 тысяч сумов.

Нишу среднего класса занимают корейские и бюджетные «европейские» шины Debica (Польша), Sava (Польша), Hankook, Nexen, Kumho.
Ценник от 670 тысяч сумов за шину.

Премиум бренды представлены известные мировые производители Michelin, Toyo, Continental, Bridgestone.
Здесь за каждую шину придется выложить от 800 тысяч сумов.

Цены приведены на наиболее распространенные типоразмеры шин для колес радиусом 14/15 дюймов. 

Шины от разных производителей отличаются составом резиновой смеси и технологиями производства. Эксплуатационные характеристики вы каждом ценовом сегменте не сильно отличаются.

Если вы активно проводите зиму — часто выезжаете за город, регулярно посещаете Ферганскую долину и другие города Узбекистана, то вам следует присмортеться к шинам повнимательнее.  Например, изучить тесты именно тех моделей шин, которые планируете к покупке.

На что обратить внимание при выборе комплекта зимней резины

Корд должен быть ровным, без заломов и изгибов. Сломанный корд не обеспечивает правильной посадки шины на диск и может лопнуть в самый неподходящий момент.

В Узбекистан часто завозят шины «матрешкой» — шина скручивается буквой зю, и конечно ни о какой целостности когда говорить не приходится.

скрученные восьмеркой шины
Фото: tforum.uz

Такие «матрешки» не редки на «Сергелийском» и «Фархадском» автомобильных рынках в Ташкенте.

маркировка даты производства шиныПроверьте дату производства шины: маркировка DOT на боковине шины первые две цифры – неделя изготовления, вторые две – год. Следует отдать предпочтение более «свежим» шинам, т.к. резина имеет свойство стареть и терять свои свойства, даже если не эксплуатируется.

Обычно срок службы автомобильной шины составляет 5 лет, если она к этому времени не износилась.

Выбирайте шину «европейского типа» с ассиметричным протектором, который хорошо отводит слякоть и снег из пятна контакта

Если вы регулярно выезжаете за город и часто проезжаете по горным перевалам, то для вашего автомобиля подойдут шины арктического типа.

Однако, будьте готовы к усиленному износу и ухудшению управляемости в теплые дни.

Выбирайте зимние шины рекомендуемого размера или более узкую альтернативу.  Чем уже резина, тем меньше площадь пятна контакта, а сцепление с дорогой лучше. Именно по этой причине не рекомендуется снижать давление в шинах ниже рекомендуемого, если вы не штурмуете снежную целину.

Езди безопасно!

Измените свой стиль вождения – зимой дорожные условия совсем другие и машина острее реагирует на подачу «газа» и повороты руля – любое резкое действие может привести к потере управляемости.

Если вы считаете, что зимняя резина лично вам не нужна – стоит выбрать правильный режим эксплуатации автомобиля.

На безопасности нельзя экономить, и в то же время – оптимальный режим использования автомобиля поможет обойтись без комплекта зимней резины.
Оставьте машину дома на неделю или две в году. Воспользуйтесь метро для поездок на работу, если не хотите тратиться на зимние шины.

Выезжать на заснеженные дороги, пусть и посыпанные «песком и солью», на летней резине и всесезонной резине небезопасно и безответственно по отношению к другим участникам дорожного движения.

Самое главное – не забудьте переключить свой стиль вождения на «зимний». Никакая зимняя резина не обеспечивает той управляемости, к которой вы привыкли за 11 месяцев лета.

Главным гарантом безопасности на дороге является водитель и его мастерство. Трезво оценивайте свои возможности!


Метки (тэги)

Статьи на близкие темы

4 Comments

  1. Хорошая , полезная статья, если можно еще добавить какая маркировка на арктической резине и европейской, я имею в виду по маркировке их можно различить?
    Благодарю

    1. Спасибо за высокую оценку! Насколько нам известно, специальной маркировки не предусмотрено, т.к. эта классификация является в большей степени условной, и производитель указывает это в маркетинговом описании модели.

  2. Большое спасибо за квалифицированую информацию,было бы намного проще ориентироваться на рынках и в прочих областях которые нуждаются в огласке на русском языке,первый раз в жизни забив запрос в гугл на первой ссылке вышла статья на узнэт,гордость взяла за страну в которой живу,молодцы авторы,так держать!спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Закрыть
Закрыть