Что происходит с договорами на Cobalt?
Автосалоны UzAuto Motors продолжают раздавать договора на Chevrolet Cobalt, правда покупателям, как правило, предлагаются самые дорогие или неходовые комплектации - Midnight (155 млн) и Midnight MCM (165 млн).
3 ноября было выдано 100 тысяч договоров на Chevrolet Cobalt, спустя неделю, согласно условиям контракта, неоплаченные договора были аннулированы: очередь на Cobalt сдвинулась на десятки тысяч автомобилей.
В результате автосалоны получили право выдавать договора оффлайн, однако это происходит скорее тайно — наличие контрактов на Cobalt автосалоны не афишируют, а официальные источники вроде колл-центра UzAuto Motors, и вовсе — отрицают возможность заключения договоров на Кобальт. Хотя, на момент публикации Автостраде удалось верифицировать свободную выдачу договоров в трех автосалонах: Xorazm ATX (Ургенч), Navoiy ATX (Навои), Lux Auto Motors (Ташкент).
Загадка автосалонов: почему молчат о договорах на Cobalt?
Непрозрачность распределения договоров и молчание автосалонов создают идеальные условия для теневых схем заработка. Создается парадоксальная ситуация: договора есть, но получить их официально практически невозможно.
Важная оговорка! Мы не утверждаем, что указанные действия действительно происходят, что UzAuto Motors, дилеры или конкретные лица участвуют в каких-либо нарушениях.
Все описанные схемы — теоретические модели, объясняющие, как могли бы работать коррупционные механизмы в условиях дефицита.
Любые совпадения с реальными событиями, организациями или лицами являются случайными. Если кто-то узнает себя — это уже вопросы к совести, а не к автору статьи.
Схема 1: договора для «своих»
11 ноября 2025 года «сгорели» неоплаченные договора на Chevrolet Cobalt. По данным Autostrada.uz, это освободило огромный пул договоров: очередь сдвинулась на десятки тысяч автомобилей, а официальные дилеры получили право выдавать договора оффлайн.
Однако вместо массовых продаж на рынке — тишина за редким исключением. Официальные структуры также — не подтверждают выдачу договоров.
Отсутствие огласки создает идеальную почву для злоупотреблений:
- Сотрудники автосалонов сообщают о наличии договоров «своим» людям — знакомым, родственникам, профессиональным перекупщикам;
- Договор оформляется на подставное лицо;
- Автомобиль выкупается по заводской цене и попадает на вторичный рынок с наценкой до $1000 долларов.
При желании, схему можно упростить: договор сразу оформляется на конечного покупателя, который заносит сотруднику автосалона «шапку» — благодарность за право оформить договор на поставку автомобиля по заводской цене. Размер благодарности может составлять около 500 долларов.
Схема 2: искусственный дефицит
Вторая схема еще более тревожная: автосалоны могут намеренно сворачивать продажи, формируя искусственный дефицит для поддержания высоких цен на вторичном рынке.
В таком случае, автосалоны скрывают выдачу договоров, чтобы сохранялась разница между заводской и рыночной ценой. Если договора будут доступны свободно, цены на вторичном рынке упадут. Но если создать искусственный дефицит:
- Рыночная цена Cobalt держится на уровне 163-165 млн сумов, создавая гарантированную маржу для тех, кто имеет доступ к договорам;
- Перекупщики продолжают зарабатывать;
- У автосалонов появляется своя доля в схеме;
- Рынок остается перегретым.
Так что дефицит может создаваться искусственно на уровне дистрибуции, а не производства. В итоге автосалоны превращаются в легализованных перекупщиков, получая возможность зарабатывать на дефиците, который они сами и создают.
Схема 3: доплата за «тюнинг»
Некоторые автосалоны работают по схеме с дополнительными опциями. «Шустрые» автосалоны продают автомобили на 8-10 млн дороже заводской цены.
В авто устанавливаются дополнительные опции, как правило видеорегистратор, чехлы и полики.
Машина продается без очереди: 148 млн за машину — по счет-справке; 8 млн — по отдельному договору за «тюнинг» и дополнительные опции.
Формально всё легально. По факту — та же переплата за машину без очереди.
Откуда берутся схемы?
Текущая ситуация демонстрирует все признаки коррупциогенной среды:
- Непрозрачность. Официальный call-центр отрицает наличие договоров, хотя они физически есть в автосалонах. Информация о наличии договоров не публикуется открыто.
- Отсутствие контроля. Нет публичной статистики о том, сколько договоров выдано каждым автосалоном. Невозможно проверить, куда именно уходят освободившиеся после неоплаты контракты.
- Сотрудники автосалонов имеют полную свободу в выборе, кому выдавать договора.
- Разница между заводской и рыночной ценой в 8-10 млн сумов создает мощный финансовый стимул для злоупотреблений.
- Огромная доля неоплаченных договоров указывают на то, что значительная часть контрактов оформляется не реальными покупателями, а спекулянтами.
При объемах продаж Cobalt около 150 тысяч машин в год, даже если только 20% проходят через схемы перекупщиков, речь идет о заработке десятков миллионов долларов ежегодно.
Именно эти деньги создают мощный стимул для коррупционных схем.
Как победить дефицит и коррупцию при продаже автомобилей?
Повысить розничную цену до рыночной
Рыночное ценообразование для популярных моделей является единственным, пусть и болезненным, решением проблемы дефицита автомобилей.
До тех пор пока машина с пробегом на базаре будет стоить дороже, чем автомобиль в салоне, перекупщики никуда не исчезнут.
Публичная отчетность и предоплата для получения контракта
Каждый автосалон должен публиковать данные о выданных договорах с разбивкой по дням и комплектациям.
Для получения договора покупатель должен внести задаток, который сгорит, в случае если договор не будет оплачен.
Пока этих мер нет, обычные покупатели остаются заложниками системы, где доступ к народному автомобилю определяется не очередью и справедливостью, а связями в автосалонах и готовностью участвовать в теневых схемах.






