Новости

После вступления Узбекистана в ВТО снижения цен на автомобили не будет

Для вступления в ВТО Узбекистану осталось согласовать условия всего с двумя странами, на этом фоне активно распространяются слухи о том, что цены на автомобили упадут. Разбираемся, почему не стоит верить популистским вбросам в соцсетях.

Реклама

Узбекистану осталось согласовать условия вступления в ВТО всего с двумя странами. На этом фоне в социальных сетях активно распространяются радужные прогнозы о грядущем падении цен на автомобили.

Однако реальность окажется куда более прозаичной — опыт соседних стран и текущая политика властей показывают, что рассчитывать на доступные иномарки не приходится.

ВТО: красивые обещания и суровая реальность

Президент Шавкат Мирзиёев определил вступление в ВТО в качестве приоритета для удвоения экспорта. Однако чтобы получить доступ к мировым рынкам, Узбекистан обязан открыть собственный рынок, обеспечив равные условия для товаров из других стран.

Реклама

Таможенные пошлины будут снижены

Средняя таможенная пошлина на импорт автомобилей в государствах-участниках ВТО составляет 15%. Казалось бы, снижение пошлин должно привести к удешевлению растаможки. Но не тут-то было.

Российское ноу-хау: как обмануть ВТО

Россия и Казахстан уже прошли этот путь — и наглядно показали, как формально соблюдать правила ВТО, при этом полностью их обходя. Правилами организации запрещена господдержка автопрома, но российские чиновники нашли элегантное решение.

К вступлению в ВТО был «изобретен» утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне, просто переименовав её. Сначала платили только импортеры.

Когда ВТО указала на дискриминацию, местных производителей тоже обязали платить — но тут же компенсировали им расходы через «промышленные субсидии». Красиво? Безусловно. Честно? Решайте сами.

Результат предсказуем: ни в России, ни в Казахстане после вступления в ВТО никакого наплыва доступных иномарок не произошло. Господдержка автопрома осталась, просто сменила вывеску.

Узбекистан идет проторенной дорожкой

Похожая схема уже реализуется в Узбекистане. Импортеры исправно платят утилизационный сбор, а местные производители наслаждаются льготами по импорту машинокомплектов и запчастей. С 1 мая 2025 года утилизационный сбор на электромобили вырос катастрофически: для машин младше трех лет — с 30 до 120 базовых расчетных величин, для более старых — с 90 до 210 БРВ. Это означает от 45 до 78 миллионов сумов за один автомобиль.

«Почему в то время как страны мира платят за утилизацию от 55 до 250 долларов, мы должны платить от 27 до 144 миллионов сумов? Почему я должен платить столько денег за несуществующую утилизацию?» — справедливо возмущается в интервью Kun.uz юрист и адвокат Камолиддин Бахоуддинов.

Вопрос действительно резонный. За последние пять лет не было опубликовано никаких данных о распределении утилизационного сбора, о том, куда идут платежи импортеров и что конкретно утилизируется.

Только за январь-сентябрь 2024 года было импортировано 54 272 автомобиля, с которых должно было быть собрано не менее 1,8 трлн сумов. Но кто и как потратил эти деньги — тайна, покрытая мраком.

Экология как прикрытие для монополии

Официально утилизационный сбор введен «с целью обеспечения экологической безопасности». Звучит благородно.

На практике же, как отмечает международный эксперт по торговле Валижон Туракулов: «Хотя правительство ссылается на экологию, этот шаг идет против нее. Постановление Кабинета министров фактически является атакой на покупку электромобилей. Цель ясна — не допустить ввоз электромобилей в Узбекистан».

Парадокс ситуации в том, что под лозунгом защиты экологии душат самый экологичный вид транспорта. Электромобили, которые должны были стать доступной альтернативой бензиновым авто, искусственно выводятся из игры.

А что же монополисты? UzAuto до сих пор не раскрыл информацию о своих выплатах по утильсбору.

BYD Uzbekistan получила освобождение от уплаты утилизационного сбора до 2030 года. Если главная цель — защита экологии, то почему крупнейшие продавцы автомобилей освобождены от выплат?

«Наши граждане оплачивают утилизационный сбор за иностранцев. В 2022 году UzAuto из государственного бюджета было выделено 325 млрд сумов для оплаты утилизационного сбора за автомобили, проданные в Грузию и Беларусь. То есть граждане Узбекистана фактически оплачивают утилизацию вместо иностранцев», — удивляется Валижон Туракулов.

UzAuto Motors получит 137 млрд. сумов из госбюджета чтобы покрыть утильсбор с экспортных авто

Рынок электромобилей: показательный пример

Ситуация с электромобилями наглядно демонстрирует всю механику происходящего. Пока в Узбекистане не запрещен ввоз BYD в частном порядке — цены на электрокары падают. А вот на гибриды — нет. И причина проста: огромная растаможка на автомобили с ДВС.

Новые тарифы уже сделали электромобили дороже минимум на 2000–3000 долларов.

ВТО или монополия: выбор сделан

Постановление об утилизационном сборе полностью противоречит принципам ВТО, принятым в 1994 году. Это придется решать путем переговоров, как это было с Россией, которая после вступления в ВТО повысила утилизационные сборы, получила жалобу в суд и была вынуждена снизить тарифы.

Но даже если формально Узбекистан войдет в ВТО, снижение таможенных пошлин будет компенсировано ростом утилизационного сбора.

Математика проста: что отняли слева, добавили справа. Итоговая стоимость растаможки останется на том же уровне или даже вырастет.

Выводы: не верьте красивым обещаниям

Вступление в ВТО — это не волшебная таблетка от высоких цен на автомобили. Это сложный процесс с множеством нюансов, которые позволяют формально соблюдать правила, при этом защищая интересы местных производителей.

Опыт России и Казахстана показывает: цены не падают. Текущая политика Узбекистана показывает: власти намерены идти тем же путем. Утилизационный сбор, льготы для избранных, непрозрачность расходования собранных средств — всё это элементы системы, которая не собирается меняться.

Поэтому не стоит строить иллюзий. Популистские вбросы в соцсетях о дешевых иномарках после вступления в ВТО — это именно вбросы. Реальность будет прозаичнее: монополия укрепится, выбор сократится, цены останутся высокими.

И самое печальное — всё это будет происходить под благородными лозунгами защиты экологии и прав потребителей.

Только платить за эту «защиту» придется простым гражданам, для которых доступный автомобиль так и останется недостижимой мечтой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button