Шапки вернулись: за договор на Cobalt просят от 200 долларов
Договора на дорогие позиции Cobalt доступны относительно свободно, а вот контракт на самую дешевую комплектацию Style AT предлагают за взятку от $200 долларов.
UzAuto Motors позволил автосалонам заключать договора на Chevrolet Cobalt, но официально об этом объявлено не было.
Такие непрозрачные условия создали идеальную почву для коррупции: покупатели сами приходят в автосалон и предлагают «шапку» за право получить договор.
По крайней мере в некоторых автосалонах действует такая порочная практика: договора на дорогие позиции Cobalt доступны относительно свободно, а вот чтобы получить контракт на самую дешевую комплектацию Style AT (148 млн), по сообщениям подписчиков Autostrada.uz, «просят» взятку в 200 долларов.

Похоже, что скоро в «Новом Узбекистане» автомобили опять будут продаются по-старому.
Договора только в автосалонах, драки в очереди за контрактами, выдача договоров только тогда, когда «открыт фонд» — все как 20 лет назад.
Что такое шапка за автомобиль?
В «старом Узбекистане», каждый год в августе «выбрасывались» договора на автомобили, с поставкой в следующем году. А затем контрактация снова прекращалась не неопределенный срок.
Для того чтобы приобрести машину, человеку приходилось пройти несколько кругов ада. Сначала он должен был дождаться времени, когда в народ «выкинут контракты», то есть автосалоны будут раздавать клиентам, желающим купить авто, договора. Обычно это происходило в течение двух — трех дней пару раз в год. И в это время все отечественные автосалоны превращались в осажденные крепости. Покупатели ломали железные решетки, окна и двери, дрались друг с другом, образовывалась давка — и все это ради заветного контракта.
Если кто-то не смог получить заветный контракт, а таких было большинство, так как их выбрасывалось не так много, всегда можно было найти ловкого сотрудника автосалона, который за «шапку» в 400-2000 долларов мог организовать контракт и проследить, чтобы машину доставили не за 12 месяцев, а всего за 2-3. При этом покупатель не мог выбрать цвет и комплектацию авто, а, как говорится, брал то, что давали.
В 2017 году система поменялась, и в 2018 стала полностью интерактивной, и купить автомобиль можно было не выходя из дома. Автосалоны начали вести электронный учет наличия автомобилей, и в 2019 году купить автомобиль можно было без очереди, просто придя в автосалон и выбрав понравившуюся комплектацию в наличии на складе.
Но свободная продажа автомобилей была прекращена в декабре 2021 года, и похоже что в 2025 году возвращается старая система.
Напомним, в 2018 году Шавкат Умурзаков, тогдашний председатель Узавтопрома, признал шапки и коррупцию в отрасли, в ответ на которую была запущена система онлайн-продаж.
Шавкат Умурзаков отметил, что где есть какие-либо льготы и преференции, там с большой вероятностью есть коррупция.
«Льготы бывают разные. Лимитировать дилеров — это уже „шапка“. Это происходит, когда некоторые дилеры получают разные модели машин, разного цвета, в разном объеме. Как происходит коррупционная составляющая: все дилеры знают, сколько машин мы будем производить в этом году, исходя из этого они уже в уме могут посчитать, на какую „шапку“ можно рассчитывать. Теперь не будет распределения и „привилегированных“ дилеров, клиент сам будет выбирать дилера», — сказал он.






