Шапки вернулись? Почему не двигается очередь UzAuto

В начале 2021 года UzAuto Motors внедрило новую систему продаж на базе SAP. Почти сразу же было объявлено об увеличении сроков поставки автомобилей из-за кризиса полупроводников, а теперь UzAuto ответило на обвинения во взятках и объяснило, откуда берутся "шапки".

За новыми автомобилями UzAuto Motors образовались многотысячные очереди.  Представители компании пытаются объяснить это глобальным дефицитом микросхем, а в сети распространились сообщения о возвращении «шапочной системы».

В ответ UzAuto Motors заявили, что некоторые дилеры пытаются воспользоваться ситуацией на рынке микрочипов и попросили сообщать о нарушениях.

Однако, ранее в этом году было объявлено о внедрении системы SAP, которая должна была исключить возможность двигать очередь за шапку.

Шапки снова появились, несмотря на SAP

Сроки ожидания легковых автомобилей UzAuto Motors выросли до 9-ти месяцев. Средний срок ожидания машины – полгода. Lacetti, Nexia и Cobalt выйдут из салона через 6-7 месяцев

МодельОчередь
DamasНет в продаже с декабря 2022
Spark ATНет в продаже, снят с производства
Nexia 3Нет в продаже, снята с производства
Cobalt Нет в продаже с декабря 2022
Lacetti Нет в продаже с декабря 2022
Tracker 2до 18 месяцев
Onixдо 12 месяцев
Malibu 2от 1 дня до 2 месяцев
TrailblazerНет в продаже
Tahoe, Traverseот 1 дня до 7 месяцев

В социальных сетях распространились сообщения о том, что за новыми автомобилями UzAuto Motors образовались «многотысячные очереди», а некоторые дилеры возобновили «шапочную систему» и в зависимости от модели и комплектации автомобилей просят от 500 до 2000 долларов.

Первым на странности в выдаче автомобилей в конце апреля обратил внимание Troll.uz. Контракты оформленные в одно время имели разные периоды поставки автомобиля, кому-то приходилось ждать несколько месяцев, а кто-то получал автомобиль за несколько дней:

В комментариях писали, что получить Gentra обойдется в $1200 – $2000, в зависимости от срока поставки и цвета автомобиля.

Сейчас в очереди за Lacetti/Gentra стоит больше 20 тысяч человек, а Cobalt ждут около 7 тысяч человек.

Задержки с поставками бортовых компьютеров и микросхем привели к резкому падению производства на заводе UzAuto Motors. И это является официальной причиной  увеличения сроков поставки автомобилей.

«На этой почве, пользуясь случаем, со стороны некоторых не чистых на руку субъектов создаются спекулятивные ситуации и совершаются неправомерные действия, против которых АО „Узавтосаноат“ ведет активную борьбу», — заявили в UzAuto Motors.

Почему дефицит полупроводников и микросхем сказывается на автомобильном производстве?

Возросший во время пандемии спрос на различные гаджеты и электронную технику вызвал ощутимый дефицит полупроводников во всем мире. Перебои с поставками чипов и нарушение логистических цепочек уже стали причиной закрытия целого ряда автозаводов, которые максимально сократили закуп микропроцессоров в начале 2020-го на заре коронавирусных локдаунов.

В большинстве современных автомобилей используются десятки микросхем, а в некоторых случаях их число может доходить до 150. Чипы отвечают практически за все – от режима работы двигателя до систем навигации.

Т.к. индустриальные микросхемы производит всего несколько заводов в мире, дефицит полупроводников негативно отразился на всех автомобильных заводах, даже Tesla останавливала свой завод, из-за нехватки микросхем.

Искусственный дефицит?

Прежний руководитель Узавтосаноат был уволен из-за разрастания коррупции в компании. В 2018 году новый председатель Узавтопрома Шавкат Умурзаков заявил, что шапок больше не будет. И действительно, до пандемиии коронавируса и кризиса полупроводников автомобили узбекского производства можно было купить без взяток, и зачастую нужные модели были в наличии у дилеров.

Однако, мировая экономика была парализована в течение года, и дефицит полупроводников и микросхем это глобальная проблема.

Так что, скорее всего, в нынешней ситуации имеет место стечение нескольких негативных обстоятельств, которые привели к снижению производства, повышенному спросу на автомобили, и, как следствие, предложению взяток, чтобы “вытащить” машину поскорее.

А спрос – роджает предложение.

Другой вопрос, почему система управления производством, которая должна была исключить любые возможности для коррупции в сфере продаж автомобилей, не выполняет свои функции?

Exit mobile version