В Узбекистане государство планомерно стимулирует ввоз электромобилей: с 2019 года отменена таможенная пошлина и акциз на ввоз электромобилей. C 2021 года отменен 3% сбор при регистрации электромобиля в ГАИ. В 2023 году снижен НДС и объявлены льготы для производства электромобилей и бизнеса на электрозаправках.
Электромобили растамаживаются по коду ТН ВЭД 870380 — «транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем».
Как растаможить электромобиль
Для прохождения всех таможенных процедур необходимо представить документы на автомобиль, договор купли-продажи, а также сертификат происхождения транспортного средства СТ-1 (или его аналог).
Сертификат происхождения можно получить у официальных дилеров, или на заводе-производителе.
Электромобили на облагаются акцизным налогом, значит на таможне придется заплатить:
- 12% НДС от стоимости автомобиля (включая стоимость доставки);
- Утилизационный сбор – 30 БРВ;
- 0 акциз;
- 0 таможенная пошлина;
- 0,2% — сбор за таможенное оформление;
Однако, при таможенной очистке импортер должен получить сертификат соответствия от УзСтандарта, стоимость которого на момент публикации статьи составляет 4,3 млн сумов.
Местный сертификат необходимо получить, даже если у транспортного средства имеется сертификат происхождения СТ1.При этом, физическое лицо может получить только 1 сертификат соответствия УзСтандарта в течение календарного года, то есть ввезти 2 и более автомобилей за год не получится.
Кроме того, обязательным будет использование услуг таможенного декларанта, а это еще ~1.5 млн сумов.
Следующей статьей расхода на растаможку станет утилизационный сбор на электромобиль, который составляет 30 БРВ.
Сколько будет стоить растаможка электромобиля в Узбекистане?
Возьмем для примера одну из самых популярных моделей на рынке кроссовер BYD Song Plus. В Китае этот автомобиль будет стоить 28 тысяч долларов.
Доставка автомобиля в Узбекистан обойдется в 4 тысячи долларов, а значит общая стоимость на таможенной границе составит 32 тыс. долларов США.
От этой суммы и посчитаем растаможку. НДС взимается от полной таможенной стоимости, включая транспортные расходы.
Растаможка = (Стоимость авто+Транспортные расходы)*НДС:
(28000 (стоимость авто) + 4000 (транспортировка) + 0 (акциз и пошлина)) *12% НДС = $ 3 840
Также за таможенное оформление придется заплатить $64 доллара.
Утилизационный сбор – 30 БРВ (9,9 млн. сумов на июль 2023 года) – $850 долларов.
Дополнительные расходы на таможне (сертификат и услуги декларанта): 6 млн. сумов.
Все таможенные сборы оплачиваются в узбекских сумах по курсу ЦБ на день оформления документов.После уплаты всех взносов (растаможка) и транспортировки, BYD, стоимостью 28 тысяч долларов в Китае, в Узбекистане будет стоить ~$37,3 тыс. долларов.
Таким образом, транспортировка, таможенная очистка и регистрация электрокара в Узбекистане обойдется в более чем 30% от его стоимости.
Однако, теперь основную часть расходов составляет транспортировка, ути и НДС, а не запредельные таможенные пошлины.
Кроме того, уже сейчас в Узбекистане появились автосалоны, которые предлагают китайские электромобили в наличии с минимальной переплатой.
Так, BYD Song Plus EV Flagship обойдется в 415 млн или $36,4 тысячи долларов США.
Растаможка подержанных электромобилей
На электромобили не распространяется ограничение по возрасту.
В Узбекистан можно завести и подержанный электромобиль из России, Казахстана или Таджикистана (где действуют минимальные таможенные пошлины).
За таможенную очистку б/у электромобиля придется заплатить 12% НДС от его таможенной стоимости.Растаможка Б/У электромобиля рассчитывается также, как и для новых электрокаров.
Например, Nissan Leaf SV 2015 года в Казахстане можно приобрести за 20 тысяч долларов США. А после растаможки регистрации в Узбекистане он будет стоить 24 тысячи долларов США.