Для водителей такси в Узбекистане вернулись ограничения на работу в Ташкенте.
2 апреля было принято постановление Кабинета министров ПКМ №200 от 02.04.2025 г. «О дополнительных мерах регулирования деятельности по пассажирским перевозкам на автомобильном транспорте».
Помимо прочего, в документе закрепляется ограничение на работу «по прописке»:
Водитель может осуществлять деятельность на территории, указанной в лицензионной карточке, и на прилегающей к ней территории.
При этом территория, указанная в лицензионной карточке, определяется исходя из территориальных кодов государственных номерных знаков, присвоенных автотранспортному средству. 14 пункт приложения 2 к ПКМ №200 от 02.04.2025 г.
Таким образом, в лицензии будет указан только домашний регион водителя, соответственно, в Ташкенте не смогут работать областные водители.
Таксист, имеющий автомобиль с регистрацией, например, в Андижанской области, сможет легально работать только там и в сопредельных областях, но не в Ташкенте.
Информацию, первоначально появившуюся в виде вирусного видео в Telegram-каналах, официально подтвердил для Daryo руководитель информационной службы Министерства транспорта Узбекистана Навруз Ашурматов.
Как сообщается, основанием для такой меры послужило не новое, а скорее обновленное и вновь активно применяемое законодательное наследие старого Узбекистана.
Г-н Ашурматов пояснил, что порядок, предписывающий таксистам осуществлять деятельность в пределах территории, указанной в лицензионной карточке, был заложен еще в постановлении Кабинета Министров №139 от 2011 года. Хотя то постановление утратило силу, ему на смену пришел новый документ (ПКМ №200 от 02.04.2025 г.), который сохраняет и даже ужесточает этот принцип.
Теперь, при попытке получить лицензию на работу в Ташкенте, водители из других регионов получают отказ, если их автомобиль не зарегистрирован в столице (код 01), Ташкентской или Сырдарьинской областях – именно эти три региона определены как доступные для таксистов с ташкентской «пропиской».
То есть водитель осуществляет деятельность на территории, указанной в лицензионной карточке, и на прилегающей к ней территории. Например, транспортное средство с государственным номером, начинающимся с кода 01 (Ташкент), зарегистрированное в городе Ташкенте, может осуществлять таксомоторную деятельность на территории города Ташкента, Ташкентской области и Сырдарьинской области. Точно так же будет и для областей, — говорит руководитель информационной службы министерства Навруз Ашурматов.
Хотя официальная позиция властей направлена на упорядочивание рынка такси, данное решение вызывает серьезные опасения и может иметь далеко идущие негативные последствия, особенно для Ташкента.
Ни для кого не секрет, что значительная, если не подавляющая, часть таксистов в столице – это приезжие из других регионов Узбекистана. Для многих из них работа в такси в Ташкенте является единственным источником дохода, позволяющим содержать семьи, оставшиеся в областях. Это тысячи, если не десятки тысяч человек.
Принудительное возвращение этих водителей в родные регионы, где спрос на услуги такси и, соответственно, заработки несоизмеримо ниже, неминуемо приведет к крайне негативным последствиям.
Ташкент столкнется с дефицитом водителей, особенно в часы пик и непогоду.
Сокращение предложения при сохраняющемся или даже растущем спросе всегда ведет к удорожанию услуги. Тарифы на такси в Ташкенте могут ощутимо подскочить, ударив по кошельку горожан и гостей столицы.
Водители, вынужденные вернуться в регионы, столкнутся с резким падением заработков. Это усугубит социальную напряженность и может привести к росту безработицы в областях, так как найти альтернативный источник дохода с сопоставимым уровнем оплаты будет крайне сложно.
Часть водителей, лишившись возможности легально работать в Ташкенте, может уйти «в тень», что сведет на нет усилия по регулированию рынка и создаст дополнительные риски для пассажиров.