Автомобили с двигателями Евро-2 получат зеленые экостикеры

Экостикеры в Узбекистане: автомобили Евро-2 признаны «экологически чистыми».

С 2026 года в Ташкенте начнут выдавать экологические стикеры для автомобилей. Инициатива направлена на улучшение качества воздуха в столице.  Город задыхается: столица регулярно входит в топ-3 самых загрязнённых городов мира, а концентрация PM2.5 превышает норму ВОЗ в несколько раз. Однако «зеленые» стикеры получат даже автомобили стандарта Евро-2, что имеет мало общего с реальной борьбой за чистоту воздуха.

«Зелёную» категорию получат автомобили Евро-2 и выше — того самого стандарта, под который UzAuto Motors до недавнего времени выпускал Cobalt, Nexia и Lacetti для внутреннего рынка. Только в конце 2025 года завод начал производство Cobalt MCM с двигателем Евро-5. При этом Damas — с сертификатом Евро-2 — выпускают по 100 тысяч штук в год.

Согласно постановлению, автомобили на бензине или газе со стандартом Евро-2 и выше получают зелёный стикер «чистой» категории.

Для контекста: стандарт Евро-2 был принят в Европе в 1996 году. Он допускает выбросы CO до 2,2 г/км. Современный Евро-5, действующий в России с 2016 года, ограничивает выбросы CO до 0,8 г/км — разница почти в три раза.

В Европе автомобили Евро-2 давно запрещены к эксплуатации в городских зонах. В Германии с 2019 года действует запрет на въезд в центры городов для дизелей Евро-4 и ниже. Во Франции Париж планирует к 2030 году допускать только электромобили.

В Узбекистане стандарт 30-летней давности официально признан «экологически чистым».

Почему именно Евро-2?

Ответ становится очевидным при взгляде на модельный ряд национального автопроизводителя, который занимает монопольное положение на рынке несколько десятков лет.

Согласно официальным сертификатам одобрения типа транспортного средства, большинство моделей UzAuto Motors для внутреннего рынка имеют экологический класс Евро-2: Cobalt, Nexia, Lacetti, Spark, Damas, Labo. Даже при покупке Tracker за катализатор Евро-5 нужно доплатить 3 млн сумов.

При этом экспортные версии тех же автомобилей, поставляемые в Россию и Казахстан, соответствуют стандарту Евро-5.

Только в конце 2025 года UzAuto Motors начал выпуск обновлённого Cobalt MCM с двигателем Евро-5. А производство Damas — с сертификатом Евро-2 — в 2024 году впервые превысило 100 тысяч единиц, установив рекорд.

Если бы порог «чистой» категории был установлен на уровне Евро-4 или Евро-5, значительная часть продукции национального автопроизводителя оказалась бы в «средней» или «вредной» категории.

Как будут работать экостикеры

Согласно Постановлению Правительства № 562 от 6 сентября 2025 года, в стране вводится система маркировки автомобилей «Экологический транспорт». Теперь каждое транспортное средство будет классифицировано по уровню воздействия на окружающую среду с присвоением стикера определенного цвета.

⚡ Ключевое нововведение: Автомобили делятся на три категории экологичности: «Чистая» (зеленый), «Средняя» (желтый) и «Вредная» (красный).

🚥 Классификация: какой стикер получит ваш авто

Цвет стикера зависит от вида топлива и соответствия международным стандартам «Евро».

Тип двигателя Стандарт «Евро» Категория и Стикер
Бензин / Газ Евро-2 и выше 🟢 Зелёный («Чистая»)
Дизель Евро-4 и выше 🟢 Зелёный («Чистая»)
Гибриды / Новые авто Автомобили до 3 лет 🟢 Зелёный (Автоматически*)
Бензин / Газ Евро-0, Евро-1 🟡 Жёлтый («Средняя»)
Дизель Евро-3 🟡 Жёлтый («Средняя»)
Дизель Евро-0, Евро-1, Евро-2 🔴 Красный («Вредная»)

* — Для гибридов и автомобилей возрастом до 3 лет стикер выдается без диагностики и проверки фактических выбросов.

⚙️ Как определяется категория?

  • Первичный источник: Экологический класс берется из сертификата завода-производителя.
  • Если данных нет: Проводится диагностика у операторов при МВД. Результаты вносятся в единую электронную систему учета.

📄 Получение, размещение и замена

Где получить стикер?

  • При регистрации/перерегистрации авто — бесплатно.
  • Для зарегистрированных авто — добровольно через приложение ГАИ или портал my.gov.uz.

Правила размещения

Стикер клеится на лобовое стекло с внутренней стороны, в правый нижний угол. Срок действия стикера не ограничен.

Когда требуется переоформление стикера?

  • При смене владельца или государственного номера.
  • При замене лобового стекла.
  • В случае утраты или повреждения самого стикера.

🚫 На кого НЕ распространяются требования

Система не затрагивает следующие категории транспорта:

  • Электромобили
  • Мотоциклы, скутеры, мопеды
  • Транзитный транспорт
  • Авто со знаком «Лицо с инвалидностью»
  • Авто до 90 дней пребывания в РУз
  • Спецтранспорт и сельхозтехника
  • Общественный транспорт (исключение: такси и маршрутки)

Транспортный коллапс: удвоение за пять лет

Проблема не только в качестве автомобилей, но и в их количестве. Цифры из документа шокируют:

Пять лет назад по Ташкенту ежедневно передвигалось около 450 тысяч автомобилей (350 тысяч зарегистрированных плюс 100 тысяч из регионов). Сегодня это уже около 1 миллиона машин (650-700 тысяч зарегистрированных и 300-350 тысяч приезжих).

Рост в два раза за пять лет! Город задыхается. Инфраструктура не справляется. Воздух становится всё более отравленным. Пользователь в комментариях приводит данные: уровень загрязнённости воздуха достиг 580. Это не Дели, это не Лахор — это Ташкент.

При таком взрывном росте автопарка никакие стикеры не помогут, если не принимать радикальных мер. Но вместо ограничения роста числа автомобилей, развития общественного транспорта и внедрения действительно жёстких экологических требований, власти предлагают наклейки на лобовое стекло.

Система экологических зон могла бы работать — если бы критерии были действительно строгими. В европейских городах в низкоэмиссионные зоны не пускают даже Евро-4 и Евро-5. В Ташкенте же зелёный свет получает Евро-2.

Более того, эксперты справедливо указывают на абсурдность самой идеи физических стикеров в эпоху цифровизации. У СБДД есть электронная база данных, где указаны все характеристики автомобилей. Камеры считывают номера. Зачем печатать миллионы наклеек, организовывать их доставку почтой, собирать платежи за переоформление?

Ответ очевиден: это ещё один способ монетизации под видом заботы об экологии. Система создаёт новые потоки платежей (повторная диагностика — 412 тысяч сумов, почтовая доставка, переоформление), но не решает главную проблему — чудовищное загрязнение воздуха.

Exit mobile version