Опубликован протокол заседания Межведомственной комиссии по работе со Всемирной торговой организацией. Документ раскрывает интересные подробности по ограничению и импорта автомобилей в Узбекистан.
Так, из контекста документа следует, рост продаж автомобилей через сеть официальных дилеров и сокращение частного импорта было установлено в качестве KPI для сертификации UzTest.
И эта цель не была достигнута, напротив — частный импорт лишь увеличился, а продажи аналогичных моделей местного производства не показали ожидаемого роста.
Кроме того, из протокола стало известно, что на полигоне в Пскеме тестировали лишь 2 параметра из 62: «электромагнитная совместимость» и «токсичные вещества, выделяемые в кабине водителя и пассажиров». Остальные показатели проходили проверку на основе международно признанных сертификатов.
То есть документ это, фактически, признание провала системы ограничения импорта иномарок с помощью нетарифных барьеров.
Все эти барьеры прямо противоречат принципам Всемирной торговой организации, куда Узбекистан так стремится. Требования ВТО однозначны: налоги и сборы должны быть одинаковыми для всех – импортеров и производителей.
Защищать рынок можно через прозрачные таможенные пошлины, а не маскировать их под «утилизационный сбор» или «сертификацию на полигоне», которая сама по себе является фарсом.
Как Автострада писала ранее, чиновники, оправдывающие нетарифные меры «развитием экономики» и «созданием рабочих мест», либо глубоко заблуждаются, либо сознательно вводят общественность в заблуждение. Ради нескольких десятков тысяч мест в автопроме, который к тому же часто сводится к крупноузловой сборке, страна теряет сотни тысяч рабочих мест в малом бизнесе.
Утильсбор против народа: в Узбекистане вводят скрытые пошлины под видом «заботы» о потребителях
Высокая стоимость автомобилей приводит к удорожанию логистики, такси, доставки и, как следствие, повышению цен на все товары и услуги. Это приводит к закредитованности населения и сокращению инвестиций в малый бизнес. Вместо создания здоровой рыночной экономики, мы получаем миллионы трудовых мигрантов, вынужденных искать лучшей доли за границей.
Где же обещанное директором BYD Uzbekistan Factory Шафкатбеком Алимовым «автомобили BYD узбекского производства будут стоить дешевле импортных»? Локализация помогла снизить цены н 13 млн, но относительно частного импорта разница в цене все еще остается огромной.
Комитету по защите прав потребителей поручено проанализировать разницу в ценах на автомобили от местных производителей, официальных и неофициальных дилеров; и внести в Администрацию президента конкретные предложения по оптимизации и регулированию цен.
Хочется надеяться, что цены у официальных дилеров будут снижены, а не наоборот — частные автосалоны заставят поднять цены.