BYD замедляет производство в Китае

Автосалоны забиты машинами на 3 месяца вперед, BYD сокращает производство, а власти стимулируют "серый экспорт".

Китайский электромобильный Чемпион — BYD в последние месяцы снизил темпы производства и отложил планы расширения на нескольких своих заводах в Китае. По данным двух источников Reuters, компания отменила ночные смены и сократила выпуск на некоторых предприятиях как минимум на треть. Также приостановлены планы по запуску новых производственных линий.

Reuters не удалось точно определить масштабы сокращений и сроки действия этих мер. BYD пока не прокомментировала ситуацию.

Эти меры обусловлены ростом складских запасов и несбывшимися планами продаж, несмотря на агрессивные скидки на китайском рынке электромобилей.

BYD стала крупнейшим в мире производителем электромобилей благодаря агрессивной экспансии и выводу доступных моделей на рынок. Недавние скидки снизили цену самой дешёвой модели до 55 800 юаней (~7 800 долларов), что спровоцировало падение акций других автопроизводителей и вынудило конкурентов также снизить цены. Но продажам это не помогло.

В провинции Шаньдун один из крупнейших дилеров BYD закрылся, а более 20 его автосалонов оказались заброшенными

Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей, рост выпуска BYD в апреле составил 13% в годовом исчислении, а в мае — всего 0,2% — это худшие показатели с февраля 2024 года, когда производство сокращалось из-за новогодних праздников.

В апреле‑мае производство упало в среднем на 29 % по сравнению с IV кварталом 2024 года.

BYD, продавшая в 2024 году 4,27 млн машин, планировала довести продажи до 5,5 млн штук в 2025 году. Однако дилеры столкнулись с рекордно высокими складскими запасами — около 3,2 месяцев продаж, против среднего по рынку в 1,38 месяца.

Параллельно, BYD усилила свои экспортные усилия: уже 20 % проданных машин (1,76 млн в январе–мае 2025 года) — экспортные, и компания активно работает на зарубежных рынках.

Также, некоторые дилеры прибегли к экспортным продажам сразу после регистрации авто: автомобиль выкупается китайским покупателем, регистрируется и тут же отправляется на экспорт, как подержанный, хотя на самом деле имеет 0 пробег.

Причем тут Узбекистан?

В Узбекистане продажи BYD растут, но цены остаются устойчиво высокими. Рост продаж BYD в Узбекистане идёт не за счёт снижения глобальных цен, а благодаря активному параллельному импорту. Но и официальные продажи растут — они стимулируются льготными кредитными программами, однако конечным покупателям выгодных скидок ждать не стоит.

BYD снижает ставки по кредитам

В Узбекистане в 2023–2024 годах наблюдался массовый параллельный импорт BYD — дилеры завозили электромобили и гибриды напрямую из Китая. В 2024–2025 годах были запущены официальные сборочные мощности в Джизаке (увеличившаяся доля официальных продаж BYD Song Plus DM‑i и Chazor).

Однако, несмотря на рост продаж, ценовая динамика не меняется: цены на BYD в Узбекистане остаются стабильными, без снижения вслед за акциями и скидками в Китае. И не последнюю роль в этом играет искусственное ограничение импорта: с 1 мая импортные электромобили подорожали на 3,5 тысячи долларов из-за повышения утильсбора. А с 1 августа, из-за повышения БРВ цены вырастут еще больше.

Утильсбор против народа: в Узбекистане вводят скрытые пошлины под видом «заботы» о потребителях

Накопление запасов BYD в Китае может увеличить приток машин в Узбекистан.

По данным Reuters, с 2019 года китайская автопромышленность налаживает практику экспорта автомобилей прямо с конвейера под видом «поддержанных» — с нулевым пробегом. Такие машины не используются внутри страны, но регистрируются как бывшие в употреблении и отправляются в Узбекистан, страны Центральной Азии, Россию и на Ближний Восток

По данным Reuters, с 2019 года китайская автопромышленность налаживает практику экспорта автомобилей прямо с конвейера под видом «поддержанных» — с нулевым пробегом. Такие машины не используются внутри страны, но регистрируются как бывшие в употреблении и отправляются в Россию, страны Центральной Азии и Ближнего Востока.

Reuters выявил не менее 20 китайских провинций, в том числе Гуандун и Сычуань, где местные власти официально поддерживают экспорт автомобилей без пробега в статусе подержанных. Такая стратегия позволяет удваивать статистику сделок — ведь одну и ту же машину оформляют сначала как новую, а затем как поддержку при экспорте, что отражается в показателях ВВП и промышленного производства.

Пока BYD охлаждает производство у себя дома, в Узбекистане спрос на китайские электромобили продолжает расти. Но без снижения цен и системной конкуренции потребители платят за BYD существенно больше, чем в Китае — несмотря на глобальный переизбыток этих машин.

Exit mobile version